Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

Военно-исторический Форум (XV, XVII-XVIII-XIX век) _ История (XVIII) _ Пугачевское знамя голштинского пехотного полка фон Дельвига

Автор: konstantyn_lvk 24.5.2009, 0:43

В работе Александра Беспалова о голштинских войсках Петра Федоровича есть такое упоминание вскользь: "История со знаменами некоторых голштинских полков имела свое продолжение. Так, одно из ротных знамен полка Дельвига поступило в Оренбургский гарнизон, и было отбито в одном из боев Пугачевым в 1774 г. Появление голштинского знамени в армии "самозванца" вызвало сильный переполох в Санкт-Петербурге. Екатерина II даже назначила специальную комиссию для расследования данного факта." (Беспалов А. Армия Петра III: Голштинский корпус в России 1755-1762. М., 2003. С. 80). Насколько мне известно, специально этой историей пока никто не занимался, а было бы достаточно интересно. Ниже некоторые сведения, обнаружившиеся, что называется, не выходя из дома.

Действительно, среди трофеев, захваченных отрядом полковника И.И. Михельсона при разгроме войска Е.И. Пугачева 25 августа 1774 г. у Солениковой Ватаги, в приволжской степи между Царицыным и Черным Яром, оказалось и т.н. "голштинское знамя". Вероятно известие об этом и правда вызвало в столице империи эффект разорвавшейся бомбы, поскольку письмо Екатерины II М.Н. Волконскому - главнокомандующему в Москве и первоприсутствующему в тамошнем отделении Тайной экспедиции Сената, датировано уже 15 сентября, по времени выходит почти сразу по получении известий с юга: "Я послала в Ораниенбаумский арсенал осматривать, не оттуда ли оно было выкрадено; но там что было, все в целости находится; а тамошний генерал-майор Ферстер узнал, что сие знамя зятя его Дельвигова полка; и как Ферстер с Мерлиным были у разбора голштинских дел, то они утверждают, что ими в комиссариат отдано по приложенной записке знамен и штандарт... И естли вы найдете канал, коим образом сие знамя до Пугачева дошло, то весьма хорошо будет." (Осмнадцатый век. Исторический сборник. М., 1868. Кн. 1. С.134-135. Цит. по: Екатерина II и Г.А. Потемкин: Личная переписка 1769-1791 / Изд. подг. В.С. Лопатин. М., 1997. С. 597). Осмотрено все было, думается, с самым прилежным тщанием, поскольку в датирующейся тем же временем записке императрицы Г.А. Потемкину указывается: "Старайся узнать, отданные в Комиссариат знамены голштинские живописцем Фохтом - целы ли и все шесть тамо ли налицо или куды их девали. И спросите о сем у Мерлина. Он должен знать, ибо он был у разбора и заплаты Голштинских дел. Рисунок же у Федора Матвеевича. А на то, что Фохт говорит, что Белое знамя им отдано было самому императору, нечего смотреть, а надо смотреть в комиссариат." (Екатерина II и Г.А. Потемкин. С. 42). Отметим, что речь идет о белом, то есть полковом, а не цветном ротном знамени, как указывает А.Беспалов.

Таким образом, делом занимался лично самый во всех отношениях близкий на тот момент Екатерине Алексеевне человек, с которым она только что сочеталась браком. Видимо из Царицына был прислан рисунок захваченного знамени (упомянутый Федор Матвеевич - полковник Толстой, доверенное лицо Потемкина, его сослуживец по действующей армии, вызванный оттуда и произведенный сразу в премьер-майоры преображенцев), предъявленный для опознания художнику, расписывавшему голштинские знамена. Последний момент, как и его свидетельство именно о белом знамени, "отданном самому императору", на наш взгляд важно. Очевидно автор опознал в трофее знамя нового образца 1761 г., которые были заказаны вместо прежних образца 1742 г. для частей голштинского корпуса. А. Беспалов пишет, что "полк Дельвига заказал одно белое (полковое) и семь алых (ротных) знамен, которые не успели поступить в полк и даже не были прибиты к древкам" (Беспалов А. Армия Петра III. С. 80). Соответственно поставщик передал их после переворота в Комиссариат, однако утверждал, что полковое было им ранее отдано лично Петру III. Но генерал-майор Д.А. Мерлин и генерал-майор И.-Х. фон Ферстер, возглавлявшие с 1763 г. "Комиссию по расчету с поставщиками голштинского корпуса", похоже действительно оприходовали изъятое у голштинцев добросовестно. Таким образом "налево" ушло именно то самое белое полковое полотнище.

Как это произошло - пока бог весть. В комментарии к приведенной выше записке Екатерины Потемкину В.С. Лопатин утверждает: "Речь идет о Белом знамени голштинского драгунского Дельвига полка, сформированного во время недолгого правления Петра III. После раскассирования голштинского воинства знамена хранились в Ораниенбаумском арсенале. Знамя было украдено и через купцов переправлено Пугачеву. ... Результаты следствия о похищенном знамени неизвестны." (Екатерина II и Г.А. Потемкин. С. 597). К сожалению, здесь допущена ошибка и с полком - это пехотный фон Дельвига, и утверждение о краже с "купеческим следом" ничем не обосновано, да и результаты следствия все же известны, пусть совсем не полностью.

4 ноября 1774 г. Е.И. Пугачев был доставлен в Москву и в тот же день допрошен главой созданной для этого особой следственной комиссии, тем самым генерал-аншефом князем М.Н. Волконским. В качестве одной из важнейших тем, судя по протоколу, "злодей, спрашиван о знаме. Злодей говорил, что-де во многих крепостях браны были знамена, а какие они, - он не знает, потому что брыли и к нему приносили яицкие казаки, но ис которой крепости имянно взято, - он не знает, только того знамя, кроме казаков, из других мест [никто] не привозил." (Емельян Пугачев на следствии: Сб. материалов и документов. М., 1997. С. 216). Речь шла разумеется голштинском. Затем последовал одиннадцатидневный допрос Пугачева, с целью выяснить всю историю его жизни и действий до самого ареста, и одновременно состоявшиеся дополнительные 14 допросов и очных ставок по отдельным темам (Там же. С.29-30). Один из них, 8 ноября, Волконский почти полностью посвятил интересующему нас предмету: "злодей Пугачов спрашиван о знаме (которое ему и показывано), где оное полонено. На что злодей сказал, что это знамя нигде не полонено, а найдены Перфильевым в двух сундучках два знамя, одно - с черным гербом, а другое - это, когда его злодейскою шайкою разбита была лехкая полевая каманда под Дубовкою." (Там же. С. 217). То есть само полотнище возможно было в целости доставлено в Москву. Здесь мы вынуждены констатировать еще одну ошибку А.Беспалова - выходит, знамя досталось пугачевцам не под Оренбургом, а после разгрома отряда полковника А.И. Дундукова 16 августа 1774 г. у реки Пролейки между Саратовом и Царицыным. Пехоту этого отряда составляла 1-я когорта (легкая полевая команда) секунд-майора Августа Томасовича фон Дица, погибшего в этом сражении.

Далее история нуждается в изучении. Зачем и ктов глухом углу империи возил при воинской части , видимо наряду с ее собственным знаменем, полотнище с вензелями преставившегося "от геморроидальной колики" более десяти лет назад императора? Откуда оно там взялось? Чем окончилось следствие? Думается, найти ответы на эти вопросы вполне реально, введя в оборот новые архивные источники.

Автор: Gromoboy 24.5.2009, 12:14

В 80-х была издана отдельная брошюра про это самое знамя Петра III у Пугачева. Насколько я помню, там выдвигалась версия, что знамя было передано из СПб через староверов.

Автор: konstantyn_lvk 24.5.2009, 12:53

О как. Надо топать смотреть пугачевскую библиографию. А.П. Перфильев, который якобы нашел знамя, тоже сидел под следствием вместе с Емельяном Ивановичем, так что его наверняка тогда же на этот предмет пытали, материалы должны быть опубликованы. Насчет староверов - в принципе у следствия вообще основной версией, которую они досконально проверяли, было то, что Пугачев их ставленник.

Автор: Infernos 24.5.2009, 13:50

Простите за оффтоп. Я давно ищу эту книгу Беспалова. В свое время не купил... Вы не скажете, там про униформу что-нибудь новое по сравнению с Висковатовым и Звегинцовым есть? А то может и искать не стоит...

Автор: konstantyn_lvk 24.5.2009, 13:56

Да, конечно есть.

Автор: Infernos 24.5.2009, 14:00

Цитата(konstantyn_lvk @ 24.5.2009, 14:56) *

Да, конечно есть.


Значит будем искать дальше sm38.gif sm38.gif sm38.gif

Автор: Слепой 24.5.2009, 14:13

Цитата(Gromoboy @ 24.5.2009, 13:14) *

В 80-х была издана отдельная брошюра про это самое знамя Петра III у Пугачева. Насколько я помню, там выдвигалась версия, что знамя было передано из СПб через староверов.



Версия о передаче знамени староверами, если мне память не изменяет, "выдвигалась" В.Я. Шишковым в художественном романе в 50-х годах. Что он мог читать к тому времени кроме Пушкина?

Автор: konstantyn_lvk 24.5.2009, 15:04

Шишков свою трилогию выпустил в 1938-1945 гг. А читать вообще говоря кое-что мог - в 30-е в "Красном архиве" публиковались документы о пугачевщине, да и до революции дело не ограничивалось одним Пушкиным, мягко говоря, одна фундаментальная публикация Дубровина что стоит. Дело не в этом, предположения-то строить можно любые, вопрос на чем они основываются.

Автор: Gromoboy 24.5.2009, 15:17

Это была именно брошюра, видимо она была посвящена попытке дать научное обоснование приведенного пушкиным факта. на тот момент она мне показалась довольно нудной и скучной из-за обилия деталей, имен и прочего (что поделать, был юн и глуп). Но сам факт и основной тезис я запомнил. К теме пугачевсого восстания я никогда не обращался, поэтому название и автора не помню. по яндексу найти брошюру не удалось


Автор: konstantyn_lvk 24.5.2009, 15:20

Копну по генеральному каталогу РНБ, надо только туда как-то все же дойти.

Автор: konstantyn_lvk 28.6.2009, 12:11

"Как много нам открытий чудных..." Просматривал тут по совершенно постороннему поводу перечень руководителей губерний империи 1720-1770 гг. и наткнулся: вице-губернатор Петербургской с февраля 1762 по март 1763 гг. член Военной коллегии генерал-майор Томас фон Диц. См. выше - голштинское знамя пугачевцы якобы нашли в обозе разгромленной легкой полевой команды секунд-майора Августа Томасовича фон Дица. Как бы все же до РНБ доехать, нормально поработать с книжками...

Автор: wood 28.6.2009, 13:09

Цитата(konstantyn_lvk @ 24.5.2009, 16:04) *

Шишков свою трилогию выпустил в 1938-1945 гг. А читать вообще говоря кое-что мог - в 30-е в "Красном архиве" публиковались документы о пугачевщине, да и до революции дело не ограничивалось одним Пушкиным, мягко говоря, одна фундаментальная публикация Дубровина что стоит. Дело не в этом, предположения-то строить можно любые, вопрос на чем они основываются.


Публикация Дубровина - Пугачёв и его сообщники , в трёх томах ?

Автор: konstantyn_lvk 28.6.2009, 13:34

Да, конечно. В Сети доступна.

Русская версия Invision Power Board (http://www.ws.ea7.net)
© Invision Power Services (http://www.ws.ea7.net)