IPB
Наш Диплом

VIP-баннер дружественного сайта
     

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

 Интересное за предыдущий месяц

7 страниц V < 1 2 3 4 > »   
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Армии Шамиля, Размышления о войсках имамата
тень
сообщение 30.8.2010, 14:19
Сообщение #21


Активный участник
***

Группа: Модераторы комнат
Сообщений: 8 095
Регистрация: 28.2.2007
Пользователь №: 81
Награды: 2

Город:
Москва




Репутация:   213  


Тёзка,добавь ещё,что горцы таки вырвались из укрепления,т.к. на выходе было мало солдат и на каждого из них пришлось по куче горцев.А собственно положили их солдаты роты,возвращавшейся с фуражировки или что-то вроде,т.е. никоем образом не готовые к тому,что на них из крепости вылетят сотни вооружённых горцев.

P.S. В Кавказском сборнике есть воспоминания ,когда во время начавшейся свалки к нашему оф.,отдыхавшему в комнате влетел один из горцев с огромным кинжалом,бывший кунаком этому человеку.Наш опешил ,увидя огромный кинжал и отчаянное выражение на лице горца.А тот бросился под кровать с криками : "Спрячь меня!Спрячь меня!"


--------------------
Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Макс
сообщение 30.8.2010, 15:59
Сообщение #22


Участник
**

Группа: Поднадзорные
Сообщений: 2 070
Регистрация: 28.2.2007
Пользователь №: 85

Город:
Ставрополь




Репутация:   38  


Бриммер, знаю.
Положили/изранили вместе с кумыками (которых было сотни две-три) еще и нескольких линейных казаков (которых и было то мизер в укреплении) и нескольких слуг офицерских - все они носили азаитское платье и в горячке были приняты за кумыков.

Положил их Сорочан, который как раз с полуротой или ротой вышел и подходил к месту убийства генералов. А изначально при генералах была одна горстка свиты, никто не ожидал сопротивления. Вольно ж было одному дураку учинить резню - шахидской славы приспичилось...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Макс
сообщение 30.8.2010, 17:01
Сообщение #23


Участник
**

Группа: Поднадзорные
Сообщений: 2 070
Регистрация: 28.2.2007
Пользователь №: 85

Город:
Ставрополь




Репутация:   38  


Кстати, г-н Вачагаев, по ходу, автор диссертации:
Вачагаев М.М. Чечня в годы Кавказской войны: Автореф. дисс... к.и.н. М., 1995.

Да... куда катится наука? Хорошо хоть нынче он кажется за рубежом, грозится написать докторскую диссертацию про суфизм в Чечне. Заранее предугадываю его источники: рассказы стариков, сиречь фэнтезийный горский фольклор...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Макс
сообщение 31.8.2010, 9:53
Сообщение #24


Участник
**

Группа: Поднадзорные
Сообщений: 2 070
Регистрация: 28.2.2007
Пользователь №: 85

Город:
Ставрополь




Репутация:   38  


вношу правку в сообщение № 22 и вообще про ситуацию:

В укрепление ввели более 300 аксаевцев (если точно, 318-ть) – причем не только всех почетных людей, но и наиболее буйных и подозрительных. Мер предосторожности не приняли НИКАКИХ. Аксаевцы были вооружены, а караул не только не был усилен, но даже не выведен в ружье. Команды были отпущены за дровами и на фуражировку. В укреплении осталось людей меньше, чем было аксаевцев. Только когда последние собрались и генералы вышли, Греков «отправил офицера привести взвод солдат с гаубвахты».
Но этот взвод (20 караульных Сорочана) появился только когда генералы уже пали жертвой покушения, а их убийцу прикончили. Караульные (увидев «главного начальника своего и генерала Грекова, плавающих в крови, майора Филатова, тоже израненного, и услышав приказ “Коли их!”», хотя Лисаневич, проживший в мучениях еще 6 дней – до 22 июля [в справочнике Гизетти не только дата события приведена неточно, но и сказано, что Лисаневич умер через сутки – тоже неверно, но настораживает насчет Гизетти не в первый раз уже], до последнего отрицал эти слова) ударили на толпу, к ним присоединились другие, бывшие в укреплении на гауптвахте и в казармах. Аксаевцы, заколов двух часовых у ворот (версия самого Ермолова), вырвались из укрепления под обстрелом (по другой версии, ворота успели закрыть, и кумыки выбирались по горе своих трупов – сомнительный рассказ), но почти у гласиса были встречены возвращающимися с фуражировки солдатами (200 чел.) – те тут же открыли беглый огонь и ударили в штыки. Из 300 человек весьма немногие успели спастись – только те, кого защитили наши офицеры. Впрочем, Дубровин сообщает, что погибло до 200 человек, так что, согласно ему, уцелело более сотни кумыков. Этих несчастных стоит только пожалеть – погибнуть из-за глупости очередного безграмотного фанатика-мусульманина…
О беспорядке, царившем в умах кумыков, и о беспечности русских (это для тех глупцов, кто верит в большой ЧОРНЫЙ-ПРЕЧЁРНЫЙ вселенский заговор России супротив горцев) говорит тот красноречивый факт, что кумыки не успели захватить стоявшие ПОБЛИЗОСТИ ружья караульных и дровосеков и не завладели артиллерией, что не стоило бы им особого труда – при пушках не было ни одного канонира.

Бред о чеченце, похоже, пошел с Боденштедта – книга у меня есть во французском издании, но искать отрывок влом. Судя по переводу на русский, это просто жгучий отжиг! Причем, и описание мятежа, и покушение отважного чеченского муллы. Хрень редкостная. Но каков слог! Я даже плакаль…
Цитата
«Наконец, он призывает главарей и старейшин враждебных племён в крепость Вах-Чай. Приходит около двухсот чеченцев во главе с муллой. Греков хочет открыть ворота крепости этим посланникам, но, вспоминая кровавые сцены Амир-Хаджи-Юрта, встревоженный генерал Лисаневич упорно возражает против этого и настаивает на том, чтобы впустить только муллу для ведения переговоров от имени всего народа. Вскоре в доме, где собрались оба генерала со своим окружением, появляется бесстрашный чеченец. - «Почему твой народ,- начинает Греков свою речь, нарушив соглашение, снова начал войну? » — «Потому что Вы первыми нарушили договоры и потому что мой народ ненавидит тебя как своего угнетателя»,- ответил мулла. «Молчи, изменник!- переби¬вает его рассерженный генерал, - разве ты не видишь, что тебя оставили твои слуги и ты находишься в моих руках? Я велю связать тебя и вырвать твой лживый язык...» - «Ах, Вы так чествуете своего гостя!» [просто ахренеть, какой стиль! Из-под чеченской шапки так и вылезают ганноверские грязные уши…] - кричит в ярости чеченец, бросается на генерала и пронзает его своим кинжалом. Присутствующие бросаются, обнажив шпаги, на муллу, раздаются крики, несколько человек становится жертвой взбесившегося чеченца, пока он сам не падает, пронзённый пулями и штыками.- Среди убитых был также генерал —лейтенант Лисаневич, один полковник и два других офицера были ранены. Так в течение нескольких минут нашли смерть два храбрых русских генерала, не говоря уже о других убитых. - Солдаты сорвали свой яростный гнев на окровавленном трупе чеченца и растерзали его на куски, как это принято».

В другом переводе чеченец влезает не просто в дом, а «в апартаменты» генералов (бедолаги, терпеть в закрытом помещении такой запах от гостя – см. записки Ольшевского о подробностях чеченского амбрэ…), свита выхватывает уже не шпаги, а сабли (час от часу не легче, а почему уж сразу не палаши?), «в комнату» врываются солдаты, а труп чеченца сначала растерзали, потом заплевали (угу, наверное верблюдов привели – причем в ту же комнату), и наконец растоптали ногами (именно в такой очередности).

Что тут сказать? Вежливо похлопать, громко посмеяться, со свистом повертеть пальцем у виска и послать грустный взгляд в сторону кавказских национальных историков, которые подобные тексты не только переводят, но еще и всерьез верят им.
Боденштедт вообще отжигает постоянно, особенно по начальному периоду Кавказской войны, когда факты можно было высасывать из пальца (дальше было получше – он «честно» перекатал рукопись Пассека и другие русские источники, так что здесь ему веры побольше).

Сообщение отредактировал Макс - 31.8.2010, 9:55
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Макс
сообщение 6.9.2010, 16:25
Сообщение #25


Участник
**

Группа: Поднадзорные
Сообщений: 2 070
Регистрация: 28.2.2007
Пользователь №: 85

Город:
Ставрополь




Репутация:   38  


Шамиль и русские дезертиры

Шамиль высоко ценил боевые качества перебежчиков (как и русских солдат вообще, ставя - справедливо - их значительно выше своих скопищ).
Кроме того, будучи инородным телом в горском обществе, славяне не были связаны в своих действиях клановыми интересами, не зависели ни от одного из покорных имаму горских племен и были всецело преданы ему лично. «Так он хорош был для вас, для пленных? Хорош, ваше благородие, одно слово – душа! И дарма, что во Христа он не верует, одначе, стоющий человек!».

Есть, конечно, и иные отзывы, которые цитировать нынче не любят. Самые красноречивые из них:
Цитата
«На нас здесь смотрят как на собак...»
«Мы… русские, ценимся здесь дешевле всякой твари»


Это было войско, которое всегда стояло на страже интересов имама, поскольку без него было обречено на гибель от рук тех же самых горцев, испытавших на себе всю тяжесть деспотического режима имамата. Поэтому дезертиры с готовностью выполняли любые распоряжения имама, в котором видели свою единственную опору и защитника.

Так, в августе 1845 г. беглые казак Гребенского полка Карчагин [интересно, как его звали... Уж не Павел ли?] и рядовой Куринского егерского полка Беглов, «дав слово Шамилю во что бы то ни стало взорвать артиллерийские парки в станицах Червленной и Науре, изыскивали способы приведения своего обещания в исполнение», хотя и безуспешно.
Когда имам весной 1845 г. приказал расстрелять картечью в Дарго 37 (или 29) русских военнопленных, «фитили из рук подлых наших же дезертиров опустились на затравки» двух орудий (уцелевшие от картечи были изрублены мюридами). «Жидёнок» Идрис, по одной из версий, был виновником этой зверской расправы, исказив при переводе для имама текст перехваченного письма.
Беглый драгун Родимцев был награжден Шамилем орденом. Упомянутый выше трусливый прапорщик Залетов помогал горцам взять укрепления Ахальчи, Гоцатль и Цатаных (1843 г.).
Урядник Донского № 7 полка Малахов бежал к мулле Ших-Мухаммаду, эмиссару Шамиля и проповеднику мюридизма в Табасарани. Малахов вкрался в доверие к мулле и заведовал его войском, летом 1855 г. даже организовав три конных сотни, которые обучил строю. Сдавшись русским властям в ноябре того же года, табасаранцы представили в лагерь князя Орбелиани голову Малахова...

Нельзя сказать, что это были исключения. Беглые солдаты действительно открыто воевали на стороне горцев против соотечественников, составляя артиллерийскую прислугу в армии имама. В деле 3 августа 1843 г. (отряд Р.К. Фрейтага в Чечне) «мы в первый раз увидали батальон, составленный из наших беглых солдат – он находился при орудиях». При штурме Унцукуля (30 августа 1843 г.) атакующие шли под барабанный бой – беглые солдаты на трофейных барабанах, а 15 декабря дезертиры обороняли орудия Шамиля от казаков при Мусселим-ауле. «В 1843 году, когда Шамиль захватывал укрепления, они эти люди были большой ему подмогой, взбираясь всегда первыми на валы и ободряя тем самым горцев».
В 1845 г. русскими артиллеристами Шамиля (содержались за счет казны имама) командовал некий Никитин, тоже дезертир. В сражении под Кутишами (1846 г.) русских, «по известиям с гор», «пропало… 150 человек и осталось всего у Шамиля 140; это одно из лучших последствий прекрасной вашей победы», – писал наместник князю В.О. Бебутову.

Итак, беглые солдаты исполняли у Шамиля следующие функции: телохранители, артиллеристы, мастера по производству орудий и пороха, пропагандисты (агитировали соотечественников переходить на сторону имама), переводчики (тот же Идрис – Андрей, «Шамилев холоп», злобная и мелочная личность).
Идрис, родом из «солдатских еврейских детей», будучи горнистом, украл несколько музыкальных инструментов и бежал к Шамилю, «чтобы составить оркестр для увеселения имама», но тот идею не оценил. Идрис (чтобы уберечь голову) принял ислам, выучил язык и стал переводчиком Шамиля.
А вот существование другого предателя под вопросом:
Цитата
Среди приближенных к имаму лиц якобы был беглый солдат Мартын, который «своими советами не раз оказывал значительные услуги Шамилю». Имам, в знак особого расположения к дезертиру, будто бы назвал его именем чеченское селение Урус-Мартан. Но поскольку последняя история – совершенный вымысел, под вопросом остается и существование самого Мартына


Тем не менее, число изменников в рядах армии имамата в целом было незначительным.

Разве что из русских состоял военный оркестр, игравший для Шамиля в Даргинской экспедиции: «В один из дней имам вывел из Бальгита на смотр своих солдат с барабаном и трубами, на которых они играли и забавлялись». Мемуарист с русской стороны отмечает 7 июля 1845 г. «повестку и зорю, пробитые у него [Шамиля] нашими беглыми барабанщиками и горнистами весьма порядочно». Музыкантов имам получил из числа пленных кампании 1843 г.
Указания на существование оркестра находим и после 1845 года. В Кабарде (1846 г.) «у Шамиля костры горят, и у нас тоже. У нас горнисты и барабанщики играют вечернюю зорю, и у него также...». У Салты ежедневно играли «вечернюю зорю у неприятеля» (1847 г.). При осаде Чоха (1849 г.) «наши беглые горнисты и барабанщики» встречали и провожали имама разными русскими маршами. В 1853 г. по вечерам горнисты в лагере Шамиля играли зорю, а в ответ на «Боже, царя храни!» из осажденного укрепления у горцев сыграли польку и русскую народную песню. Еще год спустя «музыканты Шамиля, что-то в роде русских горнистов, играли утреннюю зорю. Исполнение было довольно стройное…».

Такие исследователи, как В.Б. Виноградов, С.Л. Дударев, Ю.Ю. Клычников, справедливо поставили вопрос о неуместности рассматривать столь многогранное и сложное явление, как проблему беглых солдат и казаков времен Кавказской войны, с позиций превращения чуть ли не всех беглецов в «воинов-интернационалистов», готовых бороться с самодержавием (этой тенденцией и поныне отличается национальная кавказская историография). Если можно понять и оправдать рядовой побег от тягот службы в горы, совершенно иное дело – переход на сторону противника и участие в боях на его стороне. Именно так расценивало данный проступок военно-уголовное законодательство России. Для нижних чинов, и для офицеров побег к неприятелю или заговор, нацеленный на побег, в военное время карались смертью – как правило, расстрелом.

Правительством предпринимались шаги с целью убедить беглых вернуться. Так, наместник князь М.С. Воронцов 14 марта 1845 г. объявил о прощении всех бежавших в горы солдат, добровольно явившихся обратно, за исключением виновных в убийстве и беглых часовых. В то же время, «весьма немногие [в ответ] на воззвание главнокомандующего перешли по-прежнему в свои ряды» , хотя впоследствии положение изменилось в лучшую сторону. Всеобщая амнистия для всех беглых была объявлена в августе 1859 г., когда подошла к концу война на северо-восточном Кавказе.
По необходимости ранее командование шло на жесткие меры. Так, начальник левого фланга Кавказской линии предлагал в 1842 г. «первых пойманных дезертиров расстрелять». С точки зрения М.С. Воронцова, «весьма бы полезно было» в назидание прочим «судить по полевому уложению» и расстрелять, поскольку «всех нельзя», 2-3 человек из восьми (или четырех) захваченных под Кутишами дезертиров-артиллеристов, служивших Шамилю «действительно и без принуждения» (1846 г.). В особенности «он [имам] мог рассчитывать на верность людей, которые, покинув путь долга, не могли на него возвратиться из опасения понести заслуженное наказание; хорошее же с дезертирами обращение поощряло дезертирство».
Сотня беглых солдат, остававшихся с имамом до конца, по словам Р.А. Фадеева, были до того обременены «преступлениями, что они не смели воспользоваться дарованным всепрощением и явиться с повинной, вместе с товарищами». (Что интересно: сами горцы, участники обороны Гуниба, рассказывали, что имам оружие дезертирам так и не дал, так что они «употреблялись только на работы завалов».) При штурме Гуниба один из беглых, вероятно, артиллерист, «стрелял по ширванцам, когда те шли в гору; найдя его при орудии, ширванцы избили его прикладами до полусмерти, зажгли на нем платье, и он обгорел совершенно. Несчастный получил награду по заслугам!». Таковы были реалии войны на Кавказе.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Макс
сообщение 15.2.2013, 10:14
Сообщение #26


Участник
**

Группа: Поднадзорные
Сообщений: 2 070
Регистрация: 28.2.2007
Пользователь №: 85

Город:
Ставрополь




Репутация:   38  


К числу сподвижников Шамиля дагестанскими «исследователями» был причислен и «англичанин Ч. Ф. Хеннигсен [sic!], который потом принимал участие в Венгерской революции 1848–1849 гг. и в Гражданской войне США 1861–1864 [sic!] гг.» (кстати, за конфедератов!).
На самом же деле искатель приключений и наемник, англичанин шведского (по другой версии, бельгийского) происхождения, а потом и гражданин США Чарльз Фредерик Хеннингсен (1815–1877) на территории имамата никогда не был. Зато посетил Россию, написал о ней несколько книг (их содержание можно охарактеризовать вкратце – рассказы о деспотической и варварской стране). Если верить его биографам, Хеннингсен (после испанского опыта – и в преддверии никарагуанского) даже повоевал в Черкесии в составе русской армии , однако в некрологе покойный генерал конфедератов уже сражается «против России на Кавказе» ! Сомнительно и то, и другое. Сам несостоявшийся «борец за свободу» отмечает, что события на Кавказе описывал «главным образом по описаниям, составленным русскими офицерами, участвовавшими в кавказских походах» . Уделив все внимание черкесам, Шамиля (в отличие от Кази-Муллы) , и даже дагестанцев (разве что подчеркнув их успехи в кампании 1843 г. и несколько раз пройдясь по поводу «лезгин»), Хеннингсен практически не упоминает.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александров
сообщение 15.2.2013, 20:06
Сообщение #27


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Регистрация: 12.12.2010
Пользователь №: 50 757

Город:
Севастополь




Репутация:   7  


Цитата(Макс @ 6.9.2010, 17:25) *

Шамиль и русские дезертиры

У Салты ежедневно играли «вечернюю зорю у неприятеля» (1847 г.).


А не подскажите где можно про это почитать?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
mr.
сообщение 16.2.2013, 13:41
Сообщение #28


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Регистрация: 11.2.2013
Пользователь №: 238 507

Город:
Каспийск




Репутация:   6  


Аксаевские предания об эпизоде с убийством генералов:
"Учар-хаджи" звали Хаджи, а Очар - это его прозвище, полученное им за праздное времяпровождение на очаре. Очар (кумык. яз.) - это место где собираются мужчины, идентично общедагестанскому "годекан".
Заранее было обговорено, что в Герзель прибудут аксаевцы, там будут обезоружены 12 человек "наиболее виновных", которые останутся в укреплении в качестве "аманатов" (фактически заложников). Они будут там "без оружия, свободно перемещаться в пределах укрепления, с содержанием в 50 коп. в день. По прошествии трех месяцев их заменят на других лиц".
Этот договор был заключен при посредничестве аксаевских князей, которые были русскими офицерами.
Когда происходило сие действие, вызвали из толпы Очар-Хаджи, громко крикнув его по имени. Он подходя стал снимать оружие, как это делали другие до него. Когда он подошел к генералу, последний крикнул "ты не Очар-хаджи, а чучал-Хаджи (Чучал - это ищак). Этот Хаджи и ударил его кинжалом, а потом и другого.
Его потомки до сих пор живут в Аксае.
Этот эпизод зафиксирован и в дагестанских арабоязычных и "аджамских" письменных источниках.


--------------------
Не пытайтесь спорить с дебилом. Иначе вы опуститесь до его уровня, где он задавит вас опытом.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
mr.
сообщение 16.2.2013, 15:52
Сообщение #29


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Регистрация: 11.2.2013
Пользователь №: 238 507

Город:
Каспийск




Репутация:   6  


Цитата(Макс @ 30.8.2010, 14:21) *

Приходим к выводу, что перед нами очередной необразованный и ограниченный мулла-фанатик (ничего не говорится о том, что он был пожилого возраста или старик), которого потом объявили святым и мучеником веры. ...
к тому же очередное проявление азиатского коварства, изуверства и варварства.


Вероятно он был средних лет. Об уровне образования ничего не известно, но лицом имеющим духовно-религиозный статус был вряд ли. Его "святым" действительно не объявили. Все посчитали, что он поступил неправильно, а оскорбление должен был стерпеть, поскольку был уговор.
Представим, что это был урядник Иванов, а генералов величали странными турецкими фамилиями, допустим Мухтар-паша и Осман-паша. Интересно ваше мнение, был бы урядник Иванов героем или же коварным изувером.

Сообщение отредактировал mr. - 16.2.2013, 15:53


--------------------
Не пытайтесь спорить с дебилом. Иначе вы опуститесь до его уровня, где он задавит вас опытом.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
tatarin
сообщение 16.2.2013, 16:12
Сообщение #30


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 303
Регистрация: 9.7.2010
Пользователь №: 30 881

Город:
Санкт-Петербург




Репутация:   86  


Цитата(mr. @ 16.2.2013, 15:52) *

Вероятно он был средних лет. Об уровне образования ничего не известно, но лицом имеющим духовно-религиозный статус был вряд ли. Его "святым" действительно не объявили. Все посчитали, что он поступил неправильно, а оскорбление должен был стерпеть, поскольку был уговор.
Представим, что это был урядник Иванов, а генералов величали странными турецкими фамилиями, допустим Мухтар-паша и Осман-паша. Интересно ваше мнение, был бы урядник Иванов героем или же коварным изувером.


А зачем генералу понадобилось его оскорблять, да ещё криком? И кто это вынес в "предание"? Налицо коварное убийство и обычная попытка оправдать безответственность(к своим же собратьям) и подлость.
Похожая(и не единственная) история с ножевым ударом в спину будущего генерала Евдокимова, когда тот говорил на сходе старейшин в Унцукуле и к нему подкрался сзади мюрид с кинжалом. После двух ранений (в спину и плечо)Евдокимову удалось выхватить шашку и зарубить нападавшего

Сообщение отредактировал tatarin - 16.2.2013, 16:35


--------------------
"Всё лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой."
"Fais se que dois,- adviegne que peut".
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
mr.
сообщение 16.2.2013, 16:22
Сообщение #31


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Регистрация: 11.2.2013
Пользователь №: 238 507

Город:
Каспийск




Репутация:   6  



Сведения, представленные Хаджи-Юсуфом Сафар-заде о количестве войск Шамиля на сентябрь 1856 г.
Наиб Конные Пешие Итого
Сведения о жителях чеченских лесов и округи
Участок Гехи, Саадуллах 1 100 230 330
Участок Шали, наиб Давуд-Хаджияв 1 200 350 550
Участок Мичик, наиб Асли 1 220 360 580
Участок Аух, наиб Хату 1 200 330 530
Участок Салатав, наиб Муртадаали 1 140 160 300
5 860 1430 2290
Сведения о жителях гор между рекой Аргун и Андийское Койсу в Чечне и округе
Участок Нашха, наиб Хамзат-Хаджи 1 250 400 650
Участок Шубут, наиб Батако 1 200 300 500
Участок Ункратль, наиб Хатилмухамад 1 150 320 470
Участок Шарой, наиб Аслан-Кади 1 150 230 380
Участок Чамалал, наиб Абдул-Кадир 1 150 250 400
Участок Технуцал, наиб Исмаил 1 200 360 560
Участок Чарби, наиб Гада (Гьада) 1 200 250 450
Участок Анди, наиб Дибир 1 300 200 500
Участок Ичкери, наиб Адиль 1 100 200 300
Участок Гунбет, наиб Абакар-Дибир 1 250 200 450
15 2810 4140 6950
Сведения о наличном населении гор между реками Койсу
Участок Цунта, наиб Хаджияв 1 100 350 450
Участок Антратль, наиб Батрак 1 50 250 300
Участок Анцух, наиб Шахав 1 100 150 250
Участок Тинди, наиб Шамхал 1 300 400 700
Участок Карата, наиб Гази-Мухамад, сын Шамиля 1 350 250 600
Участок Турутух (Турутли), наиб Мухамад 1 100 150 250
Участок Хунзах, наиб Инквач 1 250 200 450
Участок Арадерих, наиб Мухамад-Амин 1 200 350 550
Участок Гоцатль, наиб Абакар-хаджи 1 150 250 400
Участок Унцукуль, наиб Кади 1 200 250 450
Участок Аракани, наиб Ибрахим 1 150 250 400
26 4760 6990 11750
Сведения о наличном населении гор к востоку от Койсу
Участок Карах, наиб Хаджияв 1 120 180 300
Участок Гидатль, наиб Хитинав 1 200 300 500
Участок Телетль, наиб Хамзат 1 150 200 350
Участок Корода, наиб Умар-Дибир 1 100 200 300
Участок Тленсер, наиб Даниял-султан 1 250 300 550
Участок Согратль, наиб Хурш 1 150 300 450
Участок Чох, наиб Энкав-Хаджи-Мухаммад 1 200 350 550
33 5930 8820 14750

Указано четыре группы наибств. В первой из них их 5, во второй 10, в третьей 11, в четвертой 7. Т.е. всего 33 наибства. Автор определяет итоговое количество пеших и конных воинов, а также общее их число для первой группы наибств, а конкретнее «чеченских лесов и округи». Далее определяемое количество воинов для каждой группы наибств суммируется с предыдущим наибством или наибствами. То есть, он не указывает какое число воинов, в том числе пеших и конных, могли выставить три последние из четырех групп наибств. Но, имеющиеся данные, позволяют нам определить их количество.
Таким образом:
Жители чеченских лесов и округи - 860 конных, 1430 пеших, 2290 итого.
Жители гор между рекой Аргун и Андийское Койсу в Чечне и округе - 1850 конных, 2800 пеших, итого 4650.
Жители между реками Койсу - 1950 конных, 2850 пеших, итого 4800
Жители к востоку от Койсу - 1170 конных, 1830 пеших, 3000 итого.
Здесь следует отметить, что не совсем ясен принцип, на основе которого наибства сгруппированы. Применялся географический принцип, или устоявшийся к этому времени принцип группировки наибств на мудирства.
Наибства условно можно разделить на аварские и чеченские по национальному или языковому принципу.
9 наибств чеченских: Гехи, Шали, Мичик, Аух, Нашах, Шубут, Шарой, Чарби, Ичкери. Они вместе выставляли 1620 конных, 2650 пеших, итого 4270 воинов.
24 наибства дагестанские, или аварские: Салатав, Ункратль, Чамалал, Технуцал, Анди, Гунбет, Цунта, Антратль, Анцух, Тинди, Карата, Турутмух, Хунзах, Арадерих, Гоцатль, Унцукуль, Аракани, Карах, Гидатль, Телетль, Корода, Тленсер, Согратль, Чох. Наибства охватывали почти всю этническую территорию аварцев и выставляли 4210 конных, 6270 пеших, итого 10480 воинов.
Таким образом, из общего количества в 14750 воинов 28,9 % войск имамата приходилось на чеченцев, 71,1 % на аварцев. Т.е. более 2/3 войск составляли аварцы.


Цитата(tatarin @ 16.2.2013, 17:12) *

А зачем генералу понадобилось его оскорблять, да ещё криком? И кто это вынес в "предание"? Налицо коварное убийство и обычная попытка оправдать безответственность(к своим же собратьям) и подлость


В предание не выносят, это устный рассказ об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.


--------------------
Не пытайтесь спорить с дебилом. Иначе вы опуститесь до его уровня, где он задавит вас опытом.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Роберто Паласиос
сообщение 16.2.2013, 17:15
Сообщение #32


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 22 570
Регистрация: 15.6.2008
Пользователь №: 3 987
Награды: 1

Город:
Москва




Репутация:   163  


Цитата(mr. @ 16.2.2013, 16:22) *

В предание не выносят, это устный рассказ об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.


Вроде как выживших аксайцев почти не было. Откуда эпос?..
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
mr.
сообщение 16.2.2013, 17:40
Сообщение #33


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Регистрация: 11.2.2013
Пользователь №: 238 507

Город:
Каспийск




Репутация:   6  


Цитата(Роберто Паласиос @ 16.2.2013, 18:15) *

Вроде как выживших аксайцев почти не было. Откуда эпос?..


Это не эпос, это предание. Между ними две большие разницы.
Селение Аксай, было разрушено, жители переселены на новое место, где этот населенный пункт находится и поныне (первоначально называли Новый Аксай, но "Новый" впоследствии выпал). От прежнего Аксая (Старый Аксай) остались только следы, это на современной территории Чеченской Республики, примерно в 5-7 км. от дагестанской границы.
"Выжившие" были. Их было в разы больше погибших. Из этого селения выходцем был и Йусуф ал-Яхсави (Аксайский, от Яхсай - название селения на кумыкском языке, да и на других кавказских; умер в 1871 г.) главный рупор антииматской пропаганды. Кстати он же является одним из письменно зафиксировавших данное предание. Сделал это в стихотворной форме на арабском языке.


--------------------
Не пытайтесь спорить с дебилом. Иначе вы опуститесь до его уровня, где он задавит вас опытом.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Роберто Паласиос
сообщение 16.2.2013, 18:12
Сообщение #34


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 22 570
Регистрация: 15.6.2008
Пользователь №: 3 987
Награды: 1

Город:
Москва




Репутация:   163  


Цитата(mr. @ 16.2.2013, 17:40) *

Это не эпос, это предание. Между ними две большие разницы.
Селение Аксай, было разрушено, жители переселены на новое место, где этот населенный пункт находится и поныне (первоначально называли Новый Аксай, но "Новый" впоследствии выпал). От прежнего Аксая (Старый Аксай) остались только следы, это на современной территории Чеченской Республики, примерно в 5-7 км. от дагестанской границы.
"Выжившие" были. Их было в разы больше погибших. Из этого селения выходцем был и Йусуф ал-Яхсави (Аксайский, от Яхсай - название селения на кумыкском языке, да и на других кавказских; умер в 1871 г.) главный рупор антииматской пропаганды. Кстати он же является одним из письменно зафиксировавших данное предание. Сделал это в стихотворной форме на арабском языке.


Спасибо. Только я имел в виду непосредственных участников самого события со стороны аксайцев.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
tatarin
сообщение 16.2.2013, 23:20
Сообщение #35


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 303
Регистрация: 9.7.2010
Пользователь №: 30 881

Город:
Санкт-Петербург




Репутация:   86  


Цитата(mr. @ 16.2.2013, 15:52) *


Представим, что это был урядник Иванов, а генералов величали странными турецкими фамилиями, допустим Мухтар-паша и Осман-паша. Интересно ваше мнение, был бы урядник Иванов героем или же коварным изувером.


Вот раненный в ножку Осман-паша, плененный в Плевне после полугодовой осады, стоившей русским больше 22 000 убитых и раненных ( без учета павших при осаде и штурмах румын)
IPB Image
Из более чем 100 000 тысяч русских воинов не нашлось НИ ОДНОГО кто бы проткнул Османа , напротив- ему была возвращена сабля . И вообще, оказаны, если не почести, то уважительное отношение.


--------------------
"Всё лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой."
"Fais se que dois,- adviegne que peut".
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
mr.
сообщение 16.2.2013, 23:29
Сообщение #36


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Регистрация: 11.2.2013
Пользователь №: 238 507

Город:
Каспийск




Репутация:   6  


tatarin, спасибо за очень логичное сравнение.
В принципе, что карамультук, что берданка - один хрен огнестрел.


--------------------
Не пытайтесь спорить с дебилом. Иначе вы опуститесь до его уровня, где он задавит вас опытом.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
tatarin
сообщение 16.2.2013, 23:49
Сообщение #37


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 303
Регистрация: 9.7.2010
Пользователь №: 30 881

Город:
Санкт-Петербург




Репутация:   86  



Это не моё сравнение, а ваше "представим-допустим":
Цитата(mr. @ 16.2.2013, 15:52) *


Представим, что это был урядник Иванов, а генералов величали странными турецкими фамилиями, допустим Мухтар-паша и Осман-паша.


А убийствами "изподтишка" славен не один XIX век, но и ХХ-й с ХХI-м


--------------------
"Всё лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой."
"Fais se que dois,- adviegne que peut".
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
tatarin
сообщение 17.2.2013, 0:38
Сообщение #38


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 303
Регистрация: 9.7.2010
Пользователь №: 30 881

Город:
Санкт-Петербург




Репутация:   86  


Цитата(mr. @ 16.2.2013, 23:29) *

В принципе, что карамультук, что берданка - один хрен огнестрел.


Не знаю как в Дагестане ,а в России- именно так.

"Наши с вами предки, уважаемый tatarin,"
Не знаю как ваши, а мои перевернулись не раз от того что вы тут изливаете. Рассказ о генерале-провокаторе, оскорбившем аманата, и получившим "воздаяние" ,конечно, не задел ни вас, ни потревожил ваших предков...
P.S.Никаких "высших почестей" Осман-паше оказано не было.

Сообщение отредактировал tatarin - 17.2.2013, 1:16


--------------------
"Всё лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой."
"Fais se que dois,- adviegne que peut".
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
mr.
сообщение 17.2.2013, 1:22
Сообщение #39


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Регистрация: 11.2.2013
Пользователь №: 238 507

Город:
Каспийск




Репутация:   6  


IPB Image

Рисунок В. Тимма с натуры, 1849 г.

В центре: Агалар-хан Газикумухский - генерал-майор русской службы. У него не пейсы, это прическа такая, атрубут аристократа; Аслан - кадий цудахарский, состоял на русской службе, перешел к Шамилю и был членом диван-хана; Битулав Чохский - известный лекарь, лечил всех, как мюридов, так и муртадов, бугатов и русских (он вылечил Евдокимова, после того. как он был ранен в Унцукуле; об этом эпизоде вырвав из контекста чуть выше написал tatarin).
Сидит - наиб Махдилав, погиб в бою.
Рисунок интересен тем, что отражает переход дагестанцев с традиционной на тот момент одежды на новомодные черкески. Нукер-сокольничий (слева на рисунке),старец, Агалар-хан, Аслан-кадий - одеты по старому образцу, а наиб и мюрид - по новому. Черкески начали проникать в Дагестан через Чечню именно в 40-е гг. До этого газырей не носили. Газырницы были кожанные и висели под мышкой на ремешке (как у мюрида (справа).
Битулав - в чалме, знак того, что побывал в хадже.

Сообщение отредактировал mr. - 17.2.2013, 1:25


--------------------
Не пытайтесь спорить с дебилом. Иначе вы опуститесь до его уровня, где он задавит вас опытом.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
tatarin
сообщение 17.2.2013, 3:04
Сообщение #40


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 303
Регистрация: 9.7.2010
Пользователь №: 30 881

Город:
Санкт-Петербург




Репутация:   86  


Цитата(mr. @ 17.2.2013, 1:22) *

IPB Image

Рисунок В. Тимма с натуры, 1849 г. Битулав Чохский - известный лекарь, лечил всех, как мюридов, так и муртадов, бугатов и русских (он вылечил Евдокимова, после того. как он был ранен в Унцукуле; об этом эпизоде вырвав из контекста чуть выше написал tatarin).



Ранение Евдокимова даже в наши дни считалось - бы смертельным : кинжал прошел насквозь через спину и вышел из груди, чудом не задев сердце. После удара шашкой Евдокимов упал замертво и пришел в сознание через три дня. Выздоровлению героя способствовало не столько "исскуство" медиков, сколько исполинское здоровье Николая Ивановича Евдокимова - солдатского сына

Сообщение отредактировал tatarin - 17.2.2013, 3:07


--------------------
"Всё лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой."
"Fais se que dois,- adviegne que peut".
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

7 страниц V < 1 2 3 4 > » 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



баннер дружественного сайта

- Текстовая версия
Посещений с 19.07.2007: kostenloser counterсчетчик посетителей сайта
Сейчас: 24.10.2021, 5:26     
Консулат-беседы
КОНСУЛАТ
Консулат-голосования
XVIII век
История (XVIII)
Реконструкция (XVIII)
XIX век
История (Наполеоновские войны, 1789-1815)
Реконструкция (XIX)
АФИШКИ
Куплю / Продам
АРХИВ
Книжная полка
Реконструкция
Трактир и Будуар
ОБЩЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ
Совещательная
Анонсы мероприятий
Консулат-мусорка
Ссылки
Ссылки
Ссылки
Ссылки по истории
Ссылки на Военно-исторические Форумы
Новости
Уроки
Сайты Военно-исторических групп
Интернет-магазины
Жалобная книга
Мартиролог
История (остальной XIX век)
ПОЛКОВЫЕ КОМНАТЫ
Галерея (XVIII)
Галерея (XIX)
Тихое место
Фотоконкурс
Фотоконкурс. Жюри.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАШИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
История
Плоская
Редколлегия журнала "Реконструктор"
Рекрутское депо
Магазины в городах и странах
ВИ миниатюра
Объёмная
Этот день в истории
XVII век
Отстойник
Обзоры
Гражданская реконструкция XVII-XVIII-XIX вв.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Конюшня XVII-XVIII-XIX вв.
Реконструкция (XVII)
История (XVII)
Галерея (XVII)
Беседка
Анонсы книжных новинок: военная история XVI-XIX вв.
Военно-историческая периодика
Гусарсккие посиделки 8-)
XV век
Архив 15, не трогать.
История (XV)
Ливинг-хистори проект
Помойка для Дениса
Реконструкция (XV)
Галерея (XV)
Средневековый быт
Развлечения в Средние века
Доспехи и вооружение
Исторические документы и артефакты
Средневековая кухня
Мероприятия
Пограничная Крепость
Живая История военных действий
Оркомитет ПК
Север-Юг и Дикий Запад
Настольные игры
Орденский кирасирский полк
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Часть 17.
Часть 18.
Часть 19.
Часть 20.
Часть 21.
Часть 22.
Часть 23.
Часть 24.
Часть 25.
Часть 26.
Часть 27.
Часть 28.
Часть 29.
Часть 30.
Часть 31.
Часть 32.
Часть 33.
Часть 34.
Часть 35.
Часть 36.
Часть 37.
Часть 38.
Часть 39.
Часть 40.
Часть 41.
Часть 42.
Часть 43.
Часть 44.
Часть 45.
Часть 46.
Часть 47.
Часть 48.
Часть 49.
Часть 50.
Часть 51.
Часть 52.
Часть 53.
Часть 54.
Часть 55.
Часть 56.
Часть 57.
Часть 58.
Часть 59.
Часть 60.
Часть 61.
Часть 62.
Часть 63.
Часть 64.
Часть 65.
Часть 66.
Часть 67.
Часть 68.
Часть 69.
Часть 70.
Часть 71.
Часть 72.
Часть 73.
Часть 74.
Часть 75.
Часть 76.
Часть 77.
Часть 78.
Часть 79.
Часть 80.
Часть 81.
Часть 82.
Часть 83.
Часть 84.
Часть 85.
Часть 86.
Часть 87.
Часть 88.
Часть 89.
Часть 90.
Часть 91.
Часть 92.
Часть 93.
Часть 94.
Часть 95.
Часть 96.
Часть 97.
Часть 98.
Часть 99.
Часть 100.
Часть 101.
Часть 102.
Часть 103.
Часть 104.
Часть 105.
Часть 106.
Часть 107.
Часть 108.
Часть 109.
Часть 110.
Часть 111.
Часть 112.
Часть 113.
Часть 114.
Часть 115.
Часть 116.
Часть 117.
Часть 118.
Часть 119.
Часть 120.
Часть 121.
Часть 122.
Часть 123.
Часть 124.
Часть 125.
Часть 126.
Часть 127.
Часть 128.
Часть 129.
Часть 130.
Часть 131.
Часть 132.
Часть 133.
Часть 134.
Часть 135.
Часть 136.
Часть 137.
Часть 138.
Часть 139.
Часть 140.
Часть 141.
Часть 142.
Часть 143.
Часть 144.
Часть 145.
Часть 146.
Часть 147.
Часть 148.
Часть 149.
Часть 150.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования