![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Леонид Малышев |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() 1948 - 2017 ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 159 Регистрация: 22.12.2008 Пользователь №: 7 643 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Морской Гвардейский Экипаж Репутация: ![]() ![]() ![]() |
У меня есть предложение ко всем кто занимается военно-исторической реконструкцией, часто встречается на "манёврах и играх" (и кто безусловно пожелает!) рассказать побольше о себе. Например, в традиционной форме автобиографии... или в другой!?
Это, мне думается, лишь только укрепит наши дружеские связи и доверие. Поможет понять ближе друг друга, стать более внимательными в общении и ответить на важный для наших непростых порой взаимоотношений вопрос:"Кто же есть кто в нашем движении?" Начну с себя... АВТОБИОГРАФИЯ Малышева Леонида Александровича. Родился я 1 января 1948 года в Нижегородской (Горьковской) области. Отец фронтовик-танкист, мать работала на хлебозаводе. У меня были уже два старших брата и одна сестра. Осенью 1955 года пошёл в 1 класс. Закончил в 1966 году школу хорошистом, учился 11 классов, получил по окончании права шофёра 3 класса. С 9-го по 11-й классы с огромным увлечением изучал и осваивал всякие автомобили: от газогенераторных, что ездили на берёзовых чурках, до бензиновых и дизельных. При этом очень любил ходить в дальние рейсы воителем-стажёром. Был активным спортсменом: лёгкая атлетика, лыжи, бокс, ну и, конечно, рыбалка для души. Увлекался музыкой: играл в эстрадном оркестре на трамбоне и в похоронном – на баритионе. Избирался несколько лет секретарём комсомольской организации средней школы. Море не видел и о нём не мечтал. Часто на лето, а то и на несколько месяцев, приезжал жить к дяде и тёте в Москву. С двоюродными братьями и сестрами «болтались» по Москве всюду: в зоопарке, на ВДНХ, очень часто бывали в Кремле (мальчишек тогда пускали в Кремль свободно и везде совершенно бесплатно, даже в Оружейную палату). В 18-ть лет попал на военную службу. Начал службу в 1966 году в учебном отряде в Кронштадте, затем добровольно записался в отряд разминирования - 53-й отдельный морской инженерный взвод (53-й ОМИВ). Основная задача этого отряда разминирования (численностью чуть более 100 человек) состояла в очистке от мин и снарядов Финского залива, его островов и побережья. Набирали исключительно добровольцев: специалистов-минёров и артиллеристов. Задача эта выполнялась отрядом до ноября 1967 года (к 50-летию Октябрьской революции), однако, в августе 1967 года я был зачислен, после сдачи экзаменов, на 1-й курс ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского. В течение пяти лет обучения в училище продолжал заниматься спортом и даже сходил в двухмесячный дальний шлюпочный поход летом 1968 года по маршруту «Ленинград – Киев – Одесса». Поход был официально посвящен «50-летию ВЛКСМ», но приятных впечатлений и особенно внимания к нам было предостаточно. Это был мой первый в жизни «дальний поход» на самом маленьком морском «судёнышке»: шестивесельном яле (ЯЛ-6). Вот с тех пор я по настоящему «влюбился» в морские походы. За время обучения в училище исполнял старшинские, комсомольские и партийные обязанности (комсорг, парторг, старшина роты, заместитель командира роты). Неоднократно получал грамоты, были выпущены с моей биографией 2 агитационные листовки: в училище и в Лен. ВМБ. За эти самые счастливые и беззаботные годы был даже награждён 2-мя медалями. Стал Лауреатом республиканского конкурса студенческих работ, за что получил также часы от Министра высшего и среднего образования РСФСР. На 5-м курсе 23 ноября 1971 года я женился. Закончил в 1972 году с отличием училище и был направлен в г. Североморск, в отдел кадров Краснознамённого Северного Флота (КСФ) для дальнейшего прохождения службы. Через 2 недели после томительных ожиданий в кадрах КСФ был направлен в Западную Лицу в 1 флотилию. А в 3-ю дивизию атомных подводных лодок (АПЛ) меня направили уже из отдела кадров флотилии, куда я и прибыл в конце августа 1972 года. Попал я на вновь введённую должность командира электротехнической группы электротехнического дивизиона БЧ-5 АПЛ проекта 671 в 166-й экипаж, который в это время был в отпуске. После прибытия в дивизию представился, как молодой выпускник училища, командиру дивизии контр-адмиралу Воловику Р.С. Он, в свою очередь, лично привел меня в кабинет и представил начальнику электромеханической службы (ЭМС) дивизии капитану 1 ранга Котяшу А.Г. Затем, через несколько дней, начальник ЭМС направил меня в г. Полярный на ремонтирующуюся АПЛ «К-323» , которой в то время командовал капитан 1 ранга Анохин. Мой 166-ой экипаж в это время был в отпуске после очередной боевой службы, успешно завершенной на АПЛ «К- 323». В г. Полярном за 2 месяца я сдал на самостоятельное управление электротехнической группой и был допущен к дежурству по ПЛ, за что получил от Анохина свою первую грамоту на Северном флоте. В ноябре 1972 года наш 166-й экипаж под командованием уже капитана 2 ранга Горева В.А., сменившего капитана 1 ранга Семёнова, принял «К-323» и стал готовиться на боевую службу, предварительно сдавая задачи. Экипаж принял меня вполне радушно, оценив видимо уже допущенного к самостоятельному управлению командира группы. Командир электротехнического дивизиона (ЭТД) капитан 3 ранга Корецкий Александр Антонович, мой непосредственный начальник, был рад нововведенному в дивизионе офицеру: существенная часть его забот теперь свалилась на мои плечи. Этому был рад и я: впереди первая боевая служба в самостоятельной должности. 25 ноября мы были в море, сдавали задачи. По боевой трансляции ( по «Каштану») замполит ПЛ капитан 2 ранга Ландик В.А. объявил, получив радио, что у меня родилась дочь. Назвали мы её – Марина. На свою первую боевую службу ушёл со 166-м экипажем в начале января 1973 года. Среди молодых лейтенантов в этом походе были Пахомов И.И. и Мякоцкий В.А., с которыми я в последствии сдружился. А с Иваном Ивановичем Пахомовым мы дружим и по сей день, хотя служба разбросала нас буквально через 5-ть лет после этого похода. В 1974 году был назначен командиром электротехнического дивизиона БЧ-5 на «родном» 166-экипаже. Мой бывший командир ЭТД капитан 3 ранга Корецкий А.А. в это же время был назначен командиром БЧ-5 на аналогичную АПЛ. Приказ о моём назначении командиром ЭТД пришёл из штаба КСФ практически через неделю после присвоения мне звания старшего лейтенанта. Лейтенантские погоны даже не успел ещё перешить. А дальше…, дальше было море! Второму поколению АПЛ его досталось с лихвой! Задачи, учения, боевые службы, санатории, отпуска и снова в море. Прошел дважды обучение в учебном центре в г. Обнинске: командиром группы и командиром дивизиона. В 1977 году от дивизии меня направили учиться в Военно-морскую академию им. Маршала Советского Союза А.А.Гречко с тем, чтобы по окончании её я заменил в ЭМС дивизии капитана 2 ранга Боронтова Н.М. – флагманского электрика. Однако, военная судьба распорядилась иначе и я был назначен после академии, в 1979 году на преподавательскую работу в ВВМИУ им. В.И. Ленина (г. Пушкин). А формальный вызов в 3-ю дивизию о назначении меня на родственную должность флагманского «киповца» отверг отдел кадров академии. Вакантная же должность флагманского электрика 3-ей дивизии к тому времени была уже занята. Зимой 1979 года начался «конфликт» между Вьетнамом и Китаем и свободные штаты в штабах боевых соединений флотов были срочно укомплектованы. На кафедре «Электротехники и электрооборудования кораблей» в ВВМИУ им. В.И. Ленина прослужил 17 лет до увольнения в запас в 1996 году. В том памятном году все моряки отмечали 300-летие Российского флота, на котором я прослужил ровно 30 календарных лет (10% от всей истории флота). Достаточно! Кроме преподавательской и идеологической работы с курсантами и иностранцами в училище продолжил заниматься научными исследованиями, которые были начаты ещё в морской академии. Большую роль в этой работе сыграл мой научный руководитель и прекрасный человек - академик, контр-адмирал Игорь Алексеевич Рябинин. Будучи старшим преподавателем училища и соискателем при кафедре 36 академии написал, а в 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по комплексной оценке долговечности судовых кабелей. Руководил и участвовал в разработке многих НИР и ОКР по актуальной тематике флота. По результатам этих работ делал доклады в Москве на заседаниях специалистов Главного управления кораблестроения (ГУК) и Главного технического управления (ГТУ), на ВДНХ и на многочисленных международных и всесоюзных конференциях. Через девять лет службы в училище, в 1988 году, получил квартиру в г. Пушкине от Министерства обороны и в этот же год стал доцентом. За время преподавательской службы написал несколько учебников и десятки учебных пособий для советских курсантов и иностранцев. Обучал специалистов из таких стран как Сирия, Алжир, Эфиопия, Северный и Южный Йемен, Сомали, Мозамбик, Северный и Южный Вьетнам, Корея, Китай, Конго, Куба и других. Занимался также разработкой морских обучающих тренажёров, технических средств диагностирования судовых кабелей и аномальными явлениями в окружающей среде. Разработал в 1990 году и добился финансирования в аппаратах ГУК и ГТУ изготовления уникального обучающего тренажера для курсантов. Затем наблюдал за производством и принимал от промышленности на заводе в г. Севастополе свой первый комплексный обучающий тренажер по электроэнергетическим системам надводных кораблей и подводных лодок под условным названием «Мажара-НК» и «Мажара-ПЛ». На таком тренажере, рассчитанном на одновременное и автономное обучение 30-ти курсантов под руководством 2-х преподавателей, можно отрабатывать действия по нормальным и аварийным ситуациям, возникающим в ходе эксплуатации электроэнергетических систем надводных кораблей и дизельных подводных лодок. Добился последующей доставки этого тренажера из Украины ( г. Севастополь) в Россию (г. Пушкин) специальным эшелоном из 20-ти вагонов при уже существующей границе с Украиной.. Уже тогда проблемы были с Украиной! Потом организовал финансирование, монтажные работы, настройку и сдачу в эксплуатацию тренажера на кафедре в училище. Общая площадь, занимаемая ныне тренажером с преобразователями электроэнергии, составляет около 150 квадратных метров. За разработку и освоение этой новой техники, будучи старшим преподавателем, был награждён в феврале 1991 года орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Начальником кафедры «Электротехники и электрооборудования кораблей» был назначен в июне 1991 года, а в 1992 году был избран Председателем Совета Офицерского Собрания училища. Принимал самое непосредственное и активное участие в создании электротехнического факультета училища и формировании двух его новых кафедр в 1995-1996 годах. Учёное звание профессор присвоено мне в мае 1995 года по совокупности вклада в науку, в процесс написания учебников и учебных пособий и за подготовку кандидатов наук. Написано мною лично одна монография, 5 учебников, а в соавторстве 15 книг и учебников, десятки учебных пособий, сделано 3 изобретения. Список трудов содержит более 130 наименований. Подготовил также 3-х кандидатов технических наук. Был уволен в запас по болезни в октябре 1996 года. Ветеран военной службы. Имею правительственные награды: один орден и двадцать медалей, в том числе «За службу Отечеству в составе 3 Ди ПЛ - ветеран холодной войны на море» и «100 лет. Подводные силы России». После увольнения в запас был принят по конкурсу в Государственную морскую академию им. адмирала С.О.Макарова на должность профессора кафедры «Теоретических основ электротехники», где работаю уже 13-й год. В «Макаровку» меня взяли для восстановления утраченной ранее специализации на электромеханическом факультете академии: «КИП и автоматика атомных ледоколов». Вот тут-то мне очень пригодился опыт службы на АПЛ, а в особенности знания по работе атомной энергоустановки, которые я получил не только в училище, на флоте и в военно-морской академии, но и, дважды проходя обучение, в учебном центре г. Обнинска. В первый же год работы в «Макаровке» попросился на стажировку в Арктику. Для меня открылась уникальная возможность поближе и более детально познакомиться и изучить атомные ледоколы и их установки, сравнить с нашими лодочными. Зимой 1998 года сходил на атомном лихтеровозе «Севморпуть» и атомном ледоколе «Таймыр» в свой первый полярный поход на 4 месяца. Изумительная и прекрасная Арктика открылась для меня со стороны, о которой многие из нас, немало прослуживших на севере, даже не догадываются! В общей сложности, за 4-е подобных похода в последующем я «набрал» более полутора лет «автономного» пребывания во льдах, а главное смог затем готовить специалистов на эти ледоколы. Конечно, по результатам походов писал учебные пособия, книги и другие учебно-методические материалы для курсантов и слушателей «Макаровки». Но знания и, особенно практическая отработка на АПЛ, пригодились мне, как оказалось, не только в «Макаровке», но и, в дальнейшем после увольнения в запас, для продолжения обучения будущих офицеров военно-морского флота. В январе 2002 года я был приглашён для чтения лекций и проведения практических занятий в Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С.Попова на кафедру «Теории, устройства и живучести кораблей». Читать нужно было теорию и живучесть ПЛ, вспоминая свой опыт вахтенного механика, руководящие документы и правила отработки личного состава по борьбе за живучесть в отсеках ПЛ, корабельные боевые учения и т.п. Затем нужно было проводить практическую отработку курсантов по всем вопросам на учебных тренажёрах-отсеках ПЛ. Подводников электромеханических боевых частей с опытом боевых служб для преподавательской работы в институте катастрофически не хватало. Приглашают и сейчас читать лекции в институте не только по теории и живучести ПЛ. Но, например, и по «Тактике ВМФ», раздел «Скрытность и защита кораблей ВМФ по физическим полям». По разработанным мною лекциям этого раздела написано очередное учебное пособие для курсантов-выпускников. Во истину верно сказано, что знания и практические навыки не девальвируются! Они всегда при нас и всегда в цене! Теперь немного о своём увлечении. В 1990 году, будучи ещё на военной службе, познакомился с военно-историческими реконструкциями. Это по сути дела восстановление боевых действий или отдельных военных эпизодов заново – так называемая ролевая реконструкция. Здесь надо делать правильно всё: форму одежды, муляжи вооружения, применять тактику ведения боя и манёвров согласно старых уставов и т.д. Различаются реконструкции по эпохам: римляне, средневековье, наполеоника, первая и вторая Мировые войны. Мне больше других понравилась реконструкция эпизодов наполеонических войн, а точнее Отечественная война России в 1812-1815 годах. В этой войне участвовал в составе прославленной Российской гвардейской дивизии Морской гвардейский экипаж – особая морская гвардия, которая имела две основные функции. Во-первых, обеспечивала на кораблях и яхтах заграничные визиты и прогулки Российских императоров и членов их семей и, во-вторых, несла караульную службу по охране дворцов, как другие гвардейские части, в Санкт-Петербурге. В 1991-1992 годах по моей инициативе и ещё нескольких морских офицеров ВВМИУ им. В.И.Ленина (г. Пушкин) был создан военно-исторический клуб «Морской гвардейский экипаж». Впервые клуб в количестве 12 курсантов и 1 офицера участвовал в военно-исторической реконструкции во Франции в Булони (1992 г.) и в России на Бородино (1992 г.). Вначале в клуб зачислялись лишь курсанты, а затем после моего ухода из училища, с 1996 года и другие желающие офицеры флота и члены их семей. Сегодня наш клуб уже имеет свою богатую историю походов и выступлений в местах, где проходили сражения Российской армии и флота. Наиболее памятные из них были: ежегодные Бородинские «сражения» с 1992 по 2009 годы; Булонь – 1992, 1999 и 2001, Ним – 1994 (Франция), Корсика – 1998, Морман – 2005 и 2006 (Франция); Маренго – 2000 (Италия); Лейпциг – 2003, 2004 и 2005 годы (Германия); Аустерлиц – 1999, 2000, 2005 (Чехия); Иисалми – 2007 и Оровайс – 2008 (Финляндия); Умео – Сэвар и Стокгольм – 2009 (Швеция). Сейчас в клубе около 50 членов и около 15 человек желающих стать гардемаринами. С 1992 года являюсь Президентом клуба и командиром «Гвардейского экипажа». В октябре 2001 года я познакомился в клубе с моей второй женой – Ольгой Александровной, которая тоже вступила в наш экипаж. За большой организационный вклад в военно-историческую реконструкцию и большую работу по патриотическому воспитанию молодежи в нашей стране и за рубежом 10 членов «Морского гвардейского экипажа» награждены в марте 2008 году золотыми, серебряными и бронзовыми медалями Морского Собрания Санкт-Петербурга. В настоящее время клуб готовится достойно встретить в 2010 году 300-летие Морского Гвардейского экипажа и «царских» или «гребецких команд», как родоначальников этого экипажа. Шесть лет (с 1997 по 2003 годы) был начальником штаба «Военно-исторической ассоциации России». Награждён орденом Святой Анны 2 степени в 1998 году и орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира 2 степени в 2000 году. Многократно назначался Командующим российскими и союзными войсками на реконструкциях сражений в России, Германии, Италии, Финляндии, Литве, Швеции. Был избран на общем собрании Президентов клубов и командиров полков Русской армии в 2008 году на должность Командующего Северным корпусом Российской Императорской Армии. Так что связи с флотом не теряю! По сей день тружусь на его благо, 44-й год подряд! Подписано лично 25.12.2009 года: Л.А.Малышев |
![]() ![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 1.5.2025, 12:36
![]() |