![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
konstantyn_lvk |
![]()
Сообщение
#1
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Консулы Сообщений: 12 158 Регистрация: 30.3.2009 Пользователь №: 11 320 Город: Санкт-Петербург Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Почитывая тут новую книжку на досуге от трудов праведных: Марасинова Е.Н. Власть и личность: очерки русской истории XVIII века. М., 2008 (кстати, очень рекомендую), повстречал ссылки на публикации неких сельскохозяйственных инструкций XVIII века. А дай, думаю, гляну, вдруг история повседневности и все такое. Оказался просто кладезь, особенно для коллеги Шуваева в связи с его проектом: публикация наказов и инструкций владельцев имений своим приказчикам, старостам, управителям, где расписано что, как, когда делать по хозяйству, правила для крестьян, вплоть до деталей как ухаживать за курами, освещать избы и т. д. и т. п. Наверняка эти документы широко использовались исследователями, например в цикле работ Тихонова, подытоженных не так давно монографией (Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков: сосуществование и противостояние. М.-СПб., 2005), но я-то никогда такой тематикой не занимался и получил большое удовольствие от чтения документов, где повседневная жизнь - как будто документальное кино смотришь. Всего сборников три:
Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (первая половина XVIII в.). М., 1984. Здесь с 1703 по 1737 гг. Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (середина XVIII в.). М., 1987. [Ч. 1]. Это с 1742 по 1769 гг. Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (середина XVIII в.). М., 1990. [Ч. 2]. Тут лучшие, образцовые инструкции, опубликованные тогда в «Трудах Вольного Экономического общества». Не удержусь, приведу несколько выдержек из документов первого сборника, касательно рекрутства, поддержания правопорядка и отношений с оружием, ну и еще одну чисто о жизни ![]() 1718 г. мая 18. - Наказ Д.А. Шепелева приказчику сельца Глинки Михайловского уезда Ивану Балашеву. С. 26-27 «По указу великого государя отдавать в драгуны и в салдаты, в матрозы и в рекруты с вышеписанного селца годных в службу людей и сущих своих, а не пришлых и не беглых и не чежих крестьян и людей и не наемщиков. И в такой отдаче явно и тайно подлогу никакова не чинить и не корыстоватца, токмо хранить и беречь, дабы по указу царского величества отправить как мочно наскоро, а просрочки бы и доимки ни в чем не было. И вышепомянутых людей в отдачу выбирать крестьянам на мирском сходе ково приговорят. И такие мирские приговоры на даточных за руками у них принимать и хранить, где надлежит, а у себя не держать никаких указов и писем. И во всем по каждому делу подписывать своею рукою, что отправлено будет и хто какой подаст указ и в котором месяце и числе.» 1719 г. января 1. - Наказ А.М. Черкасского приказчику с. Маркова Московского у. С. 49 «21. Да ему ж, приказному, воспретить той вотчины крестьяном женитца на солдатках бес подлинной справы о смерти первых их мужей, которые в солдатстве. А ежели из крестьян кто женитца на солдатке не уведомясь подлинно о смерти первого ее мужа, таковых по розыску, буде от живого мужа возмут, и с теми солдатками, которые за них выдут, отдавать к суду духовного правления где надлежит.» 1724 г. - Инструкция А.И. Волынского дворецкому Ивану Немчинову. С. 72-74. «Пункт VI. О осторожности крестьянской от воров и разбойников и о покупке для роздачи по всем деревням десятских фузей, и чтоб всякой крестьянин (кроме престарелых) имел у себя копье, чтоб имели в деревнях по ночам часовых. Понеже у нас в государстве разбои и татьбы ни от чего так иного умножаются, токмо от несмотрения и небрежения нашего, да от потачки и попущения прикащиков наших, к тому ж от неосторожногсти и оплошности самих мужиков: понже вору у того как не красть, или его не разбивать, который ему противиться не может, да еще чем надобно противиться, того и в доме своем не имеет, как то обыкновенно разве у осторожного человека в доме перержавелая рогатина, а у иного случается и того нет, кроме одного ожега, которым в печи дрова мешает. И тако, например, которая деревня состоит в числе пятидесяти дворов, а разбойников в ту деревню придут человек двадцать или меньше, которым мужики не токмо противятся, но и того не ведают, как и в деревню войдут: понеже караулов нет. А когда услышат, что котораго из них мужика разбойники разбивают, протчие не токмо выручать, но и кричать не смеют и всякой ищет места, куда б уйти и схорониться. А и нарекать на них за то нельзя, понеже с голыми руками не токмо против рогатины или еще пищали, но и против дубины не пошто соватца. А когда случаются и погони за разбойниками, собирается мужиков погонщиков иногода по нескольку сот; но и таким людством сделать ничего не могут, разве удастся на таких безоружных напасть, каковы сами погонщики, но и таких большую половину упустят, и сие желается токмо от того, как вышепоказано, и от неискусства мужиков: понеже не токмо стрелять, но и за пищаль приняться не умеют. Того ради надобно, чтоб у всякого десятского была пищаль, гладкая, а не винтовальная, так как бывают завесныя пищали; и ежели не сыщется деланных, то вели сам нарочно сделать в Ивановском, что близко Батыева, и чтоб не малопулешныя были — пуль по пятдесят или по сороку из фунта; а ценою чтоб пищаль была не выше рубля. На которую покупку деньги собери с мужиков, и сам оныя пищали подряди и раздай десятским во всех деревнях. И чтоб конечно всякой десятской умел из пищали стрелять; буде же который десятской стар, то вместо его чтоб умел сын его или брат. Однакож, чтоб пищаль всегда была в доме у десятского, и он, не токмо отдавать кому на ссуду, но и сам никуда из дому своего брать не повинен. Протчие ж мужики, сколько б их во дворе ни было, от четырнадцати или пятнадцати лет и до самых таких престарелых, что который уже работать не может, чтоб у всякаго было копье с ратовищем длиною в две сажени. Также во всякой деревне чтоб по ночам всегда был часовой, понеже сие потребно не токмо иметь ради опасности от воров, но и для пожаров; и чтоб было какое звонкое бревно или доска: ибо когда увидит караульной воров или пожар, чтоб мог стучать, и тем прочим людем всем знать дать. Также во всех деревнях поделать и трещотки и приказать, чтоб у каждаго крестьянина в доме были трещотки. И ежели десятской услышит от караульнаго голос или крик, то он должен кого из своих с трещоткою послать или сам по деревне ходить и трещать, чтоб всякой мог услышить скорее; и каждой повинен бежать к десятскому на двор, и тут собрався, иттить помогать; а которые из дворов своих не выдуть тем чинить жестокое наказание.» «Пункт VII. О приуготовлении и о содержании для пожарных случаев инструментов, и о караульнях, и о колоколах, и о покупке фузей, и о раздаче конюхам и об учении их стрелять.» С. 75. «Также везде в деревнях в домах моих поставить в пристойных местах у ворот, или где удобнее, караульни высокия на четырех столбах, и сверху покрыть дранью или тесом, также и на верху, где стоять караульному, с сторон забрать до половины кровли досками для защиты от погоды. И чтоб на той караульне, как ночью, так и в день, часовой был — в летнее время в день из конюхов, а по ночам и зимою из крестьян караульные. И понеже у нас в Васильевском и в Никольском довольно есть колоколов того ради выбрать колокол, который всех больше из васильевских или из николшьских и отослать в Батыево, и велеть повесить на караульне. Также в Васильевском, в Никольском и в Петине из средних колоколов на моем дворе держать всегда на караульнях по одному колоколу. Сие сделано не для того, чтоб часы бить в колокол, но для пожаров и для плутов; - и для того в колокола часов отнюдь не велеть бить, но в доску или бревно, дабы всяк мог знать, что в колокол не даром бьют. Также обычай у нас в деревнях сторожам быть на наших дворах, которые приходят с одними голыми руками, что весьма запретить, и приказать, чтоб во всех деревнях приходили на сторожу с копьями или с рогатинами, и на часах бы отнюдь без того не стояли. А для караулов или сторожу купить песочные часовые стеклянные часы и разослать по всем деревням. Также купить на мои деньги завесных пищалей гладких таких же, как выше показано, и раздать конюхам, и сверх того давать им в год по фунту пороху и по фунту свинцу на человека, и приказать прикащикам, чтоб они учили их стрелять в цель, чего и самому смотреть; однакож, конюховым пищалям лежать всегда у прикащика, а не у них по избам.» 1725 г. ноября 11. - Инструкция Н.Г. Строганова вотчинным приказчикам с. Рождественского Федору Клинову и Данилу Черникову. С. 104-105 «16. Когда по указом, присланным от орловских прикащиков, велено будет с вашего ведомства набрать в рекруты коликое число человек, надлежыт тогда собрать бы вам всех мирских людей в земскую избу, и о том с ними советовать, кого они в рекруты похотят отдать; и кого на оном совете отдать положат, то оных людей велеть им, мирским людем, взяв, приводить в земскую избу самим и отдавать за арест определенным караульщыком. Токмо смотреть того накрепко, чтоб оные люди в рекруты привожены ими были к службе годные, и никаких болезней не имеющые, понеже за брачею негодных приключатца в миру напрасные великие убытки, для того что в Москве и в Санкт-Питербурхе таковых негодных отставливают, а вместо их спрашивают других, из чего видно, как напрасные убытки быть имеютца. А такой хватки, как наперед сего бывало, что посылалися домовые нашы люди и хватали неволею, ково хотели, из своих корыстей, ныне не чинить, понеже между тем чинилися многие вредительные причины, а имянно: из ружья и из луков друг по друге стреляли, а иные топорами секли и ножами резали. И кого бы надлежало прямо отдать в салдаты, но вышеписанным боем отбивались и убегали, и вместо оных уже отдаваны были, кого бы и отдавать не надлежало, отчего в вотчине нашей напрасныя раззорения происходили. Токмо весьма подтверждаетца смотреть накрепко, чтоб в рекруты отдавать таких, которые безпахотные и протчих никаких промыслов не имеющые, и безданных, которые только всегда обращаютца в гульбе, от которых никакого благонадежия как нам, так и мирским людем надеятца не возможно.» С. 111 30. «Которые домовые нашы люди имеютца под вашим ведением[...] Не брегушых же наказания и полезного не творящых и пьяниц отдавать вместо крестьян в салдаты, дабы, на оное взирая, и другие старание имели и безчинствовать не дерзали.» 1731 г. мая 23. - Инструкция управителям дворцовых волостей. С. 142-143 «7. О зборе подушных денег и рекрут. Управителем положенные ведомства их с обывателей подушные деньги и рекрут, по указом собирая, для заплаты отсылать в указные места на указные сроки, не дожидая по себя для взыскания того подушного збору и рекрут присылок, чтоб от того крестьяном какого разорения не было, и в платеже того имать квитанцыи. По указу о той отдаче рекрут выбирать, верстая всех сущею правдой, от семейства, не обходя никого годных, здоровых и человечных в указные лета, и чтоб в том выборе и в отдаче никто ни для чего отягчен и облегчен не был, и вместо своих чюжих отнюдь не отдавать.» С. 169 «29. О шпионах. Старатися смотреть управителям накрепко, чтоб никакие шпионы от государственных неприятелей во дворцовых волостях не были, чрез писма или словесно простых людей от их верности, которую. Они ее и.в. в государству обязаны, не отклоняли, но как возможно об оных разведывать, а ежели такие явятца и их имая отсылать к губернаторам или к воеводам, а в Главную дворцовую канцелярию о том для ведома писать того ж числа.» 1731 г. - Инструкция П.М. Бестужева-Рюмина приказчику Пошехонской вотчины. С. 185 «26. И о том приказать во всех деревнях накрепко, чтоб всегда от воровских людей были в опасности, имели б ружье, и рогатины, и бердыши всякой человек. И ежели б какое нападение от воровских людей было, чтоб нихто не уходил и все заодно стояли. И в другие деревни посылать, а тем деревням всем мужикам на помочь приходить. И против тех воровских людей крепко стояли и их ловили и отсылать в город. А ежели хто укроетца или боронитца не станет, те с такими ж ворами причтутца и как воры наказаны будут.» 1737 г. - Инструкция П.М. Бестужева-Рюмина приказчику Пошехонской вотчины. С. 200-202 «33. Видно всем, что у крестьян дети в великой воле и растут без страху, как ребята так и девки отцов своих и матерей не слушают и не почитают, а иные и бранят, а отцы и матери их балуют и не бьют. И которые в возрасте ребята и девки своевольничают и более в гульбе, а отцы и матери их к работе, как надлежит быть крестьянину, не заставляют и не понуждают и ни к какому мастерству к работе не пристают. И от такого своевольничания и безстрашия ребята пристают к воровству, а девки впадают в блуд, которые уже ребята явились в таких дуростях, а девки в блудном деле, которых уже девок и брюхатых замуж выдали, а другие и родили в девках, которыя и наказаны при собрании всех людей кошками, а все то делается от воли дураков-отцов и матерей: ребята приходят в воровство, а девки в блуд, который грех перед богом весьма тяжел и безответен. И для того крестьянам детей своих содержать бы в крепости и страхе и накаазании и для того отцам и матерям дочерей своих в девках выше 20 лет не держать, отдавать замуж, а ежели прежде 20 лет от безстрашия отцова и несмотрения матерня впадет в блуд, и за то отцу и матери и девке, и блуднику, который с ней сблудит, ежели изобличаться при собрании людей жестоко кошками наказаны будут. И для того надобно всякой матери знать куда ея дочь ходит и с кем и где живет, дабы не пришло из того великого стыда и тяжелаго наказания; а ежели ребята в какой дурности обичатся, таким же образом при собрании людей отец и он жестоко кошками наказаны будут, а паче всего чтоб девки под страхом содержаны были. 34. Также крестьяне детей своих женят малых, а девок берут взрослых, а иные ровными летами женятся и жены с мужьями, а мужья с женами приходят не токмо в нелюбовь, но и в великую злобу и ненависть, и мужья от жен и жены от мужей бегают и живут розно и впадают в великий грех и в прелюбодеяние, и всякое недомовное строение от того приходит и разорение. А все то делается от глупых отцов и матерей, что в воле и без наказания детей своих выростят и притом не унимают и не наказывают и держат детей в такой дурности воле и в согласие не приводят; також и муж и жена, которые против закона божия разлучаются и впадают в грех, чинить жестокое наказание, пока они в состояние по закону божию прийти могут. 35. Немало явилось, что жены от мужей своих, а мужья от жен своих с чужими женами впадают в прелюбодеяние, которое грех тяжелый пред богом и безотвтеный и боле многих блуднаго дела, а мужья-дураки жен своих без страху содержат и не однократно такое прелюбодеяние изобличено, что мужья от жен своих впали в грех, а жены от мужей своих, и за то при собрании людей биты кошками нещадно. И впред чтоб такое беззаконное и богомерзкое дело пресеклось, и тому старосте и десятским проведывать и кто о том ведает подлинно, чтоб доносили, а ежели ведав не доносят, а после изобличиться, и тот с теми прелюбодеями при собрании людей равно наказан будет.» -------------------- |
![]() ![]() |
Максим2012 |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 168 Регистрация: 15.11.2012 Пользователь №: 209 222 Город: Харьков Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Встретил упоминание, что рекрутам в 18 веке ставили на левую руку клеймо в виде четырехконечного креста.
Вопрос, как он выглядел, какого размера был? Ставили клеймо навечно (например выжигали, татуировка) или краской или другим способом на время? |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 2.5.2025, 21:42
![]() |