![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
dichug |
![]()
Сообщение
#1
|
Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 40 Регистрация: 11.9.2018 Пользователь №: 1 192 532 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Семеновский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Всем добрый день!
Изучаю по мере сил барабанную тему – наконец-то приобрел «Ордонанс-Гауз» Чертока, просмотрел в приложении эволюцию сигналов в РИА и в РККА/СА/ВС РФ. Возник вопрос. Сборники 1832 и 1848 года явно содержат систему рудиментов (которая постепенно упрощается и к началу 20 века уже содержит всего четыре-пять рудиментов – если использовать современную англосаксонскую систему - это пара видов дробей, флэм, «рафф» (двойной форшлаг) и «четырехударный рафф» («тройной форшлаг»), которые перекочевали в современные сигналы ВС РФ. Но при этом система 1832/1848 г., насколько я вижу, отличается от традиционной англосаксонской того же времени и чем-то даже напоминает французскую («тройные форшлаги», которые, возможно, играются как ras simple во французской системе), раффы, переходящие в дробь и т.п. В 1832/1848 г. видны разные виды дробей, видно нечто похожее на англосаксонский double drag (в сигнале «К столу» 1848 г. – примечательно, что американо-английский Dinner Call (т.е. «К столу») состоит в основе своей из double drag, при этом в 1832 г. этого нет). Есть пятиударная дробь в виде форшлага. Есть обозначения с точкой над нотой, которые обозначают отрывистый звук (стаккато), если речь о других инструментах, но должен означать что-то другое для барабана (в силу его особенностей). И эти рудименты повторяются от сигнала к сигналу, что позволяет говорить о них именно как о рудиментах, как о системе рудиментов. Наконец, сами дроби в основном играются не из затакта, а с сильной доли, что нехарактерно для англосаксонской системы (и для французской вроде бы тоже). Возможно, есть совпадения и со швейцарской и немецкой (голландской) системой, правда, лично я до них ещё не добрался. Но вся проблема в аппликатуре – т.е. в чередовании правой и левой рук – т.е. же четырехударные раффы можно играть несколькими разными способами. Отсюда вопрос – наверняка это проблема была уже кем-то рассмотрена – в исследованиях, диссертациях, монографиях… М.б. кто-то уже сталкивался с чем-то подобным? М.б. существуют руководства конца 19 века – начала 20 века (а также советские?) по обучению игре на барабанах (в англоязычных и франкоязычных странах есть подобные руководства, начиная с 18 веков). Пока что все барабанщики, которых я спрашивал, говорят, что русской системы нет (подразумевая, что её и не было), но ведь простое сопоставление нот говорит о том, что какая-то система была (более того, она в упрощенном виде явно сохранилась и в Советской армии и ВС РФ, возможно не на уровне аппликатуры, но на уровне ритмического рисунка). Сообщение отредактировал dichug - 8.9.2021, 0:18 |
![]() ![]() |
dichug |
![]()
Сообщение
#2
|
Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 40 Регистрация: 11.9.2018 Пользователь №: 1 192 532 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Семеновский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
В развитие темы нашёл по подсказке Руслана учебник Купинского (1941 г.), в нём говорится, что основным учебником в первой четверти 20 века была «Практическая школа для малого барабана» А.П. Васильева (1909), есть в сети:
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004470534?...e=0&theme=white Васильев, судя по всему, был военным (за его авторством ещё ищется «Проект исправления кавалерийских сигналов 1912 г.» – по названию его Школы я нашёл небольшое исследование 2020 г. https://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/НВМК_2020_2.pdf где говорится о ещё двух предшествующих «школах»: «Предполагаемый контингент пользователей «Школы-самоучителя для барабана» обозначен в первом же абзаце вводной части: «Общеизвестно, что лица, вступившие на военную службу и причисленные к оркестру в качестве барабанщиков, не имеют решительно никакого понятия о нотной системе и ее подразделениях, а если и играют, то благодаря только слуху. Целью автора этой школы было дать возможность лицам, играющим уже на барабане и чуткость которых к такту более или менее развита, благодаря игре различных маршей достигнуть большего усовершенствования в музыке» [17]. Впоследствии Циммерман издал еще два пособия для барабана, составленных артистом-солистом Придворного оркестра Александром Петровичем Васильевым. Его «Школа для обучения строевых барабанщиков в войсках по нотной системе с полным разъяснением всех боев и маршей, удобна также для самообучения» (1903) находилась еще в русле китцеровских публикаций, но появившаяся несколькими годами позднее «Практическая школа для малого барабана» (1909) знаменовала собой качественный скачок в русской педагогической литературе для этого инструмента… Альтернативу ей нашли только после выхода в свет «Школы игры на ударных инструментах» (1941) преподавателя Московской консерватории К. М. Купинского.» А вот «Школу-самоучитель для барабана» (предшествующую работам Васильева – видимо, школа Китцера, лето 1891 г.?) и васильевскую «Школу для обучения строевых барабанщиков в войсках по нотной системе с полным разъяснением всех боев и маршей, удобна также для самообучения» уже не удалось найти в сети, но последняя есть ВМОМКим. М.И.ГЛИНКИ https://hugepdf.com/queue/5b046f1591757_pdf?queue_id=-1 и в Иркутской библиотеке https://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/cgiirbi...ильев%2C%20А%2E в бумажном виде, так что есть шанс прочитать её, если кто-то доберётся до них) В имеющейся школе Васильева 1909 г. есть аппликатура (!), но, судя по ней, из рудиментов (сохранились?) использовались только разные дроби (но с интересными особенностями, которы, например, на записях Валерия Лаппо, насколько я могу судить, не отражены, пч он играет «на современный лад»), и рафы (двойные/тройные/четверные форшлаги, в русском в школе Васильева это называется «передробки») - которые опять же по аппликатуре не похожи ни на английские, ни на французские, ни на немецкие/голландские! Чуть позже напишу, в чём там разница. Что мы, собственно, и наблюдаем в современных сигналах ВС РФ – дроби и передробки. Для интересующихся – в статье на английском ниже приведены различия в современных (сер. 20 в.) рудиментальных системах англосаксов, французов, немцев, голландцев, швейцарцев и шотландцев – с описанием, структурированием и сводной таблицей в конце: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/downl...p=rep1&type=pdf Сообщение отредактировал dichug - 13.9.2021, 19:34 |
![]() ![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 2.5.2025, 22:48
![]() |