![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
dichug |
![]()
Сообщение
#1
|
Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 40 Регистрация: 11.9.2018 Пользователь №: 1 192 532 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Семеновский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Добрый день! По итогам ЕББ-22 хотел бы предложить следующие изменения в сопровождение стрельбы барабанным боем.
Сейчас по команде «Кладсь» барабанщики начинают играть непрерывную дробь, а флейщики — первые четыре такта «Тревоги». Затем по следующей команде («Жай») флейщики начинают играют отбой, прекратив играть «Тревогу» на том месте, на котором прозвучала команда. В результате возникли некоторые вопросы: а) Непрерывная дробь не соответствует барабанному сигналу «Тревога». б) Получается, что дробь и сигнал на флейте просто сопровождают стрельбу, не служа, собственно, сигналом к стрельбе (спрашивал у тех, кто стоял в строю, - они говорят, что не обращают внимания на то, что играется при стрельбе, – но это, наверное, вообще отдельный вопрос). в) Сигнал «Тревога» резко перетекает в сигнал «Отбой», что сложно подхватить всем флейщикам сразу, учитывая, что команду офицера не всегда слышно (барабанщики, естественно, тоже не играют отбой на барабане – не «отбивают» по терминологии уставов). г) Согласно Воинскому уставу о пехотной службе 1811 г., сигнал «Дробь», наоборот, служит сигналом прекращения стрельбы (когда стрельба ведётся без отдельных приказаний, беглый/батальный огонь), а "Отбой" вроде бы не упоминается в качестве сигнала для прекращения стрельбы (но здесь могу ошибаться, возможно, есть что-то в других источниках). Первоначально у меня появилась мысль о том, что первое колено сигнала «Тревоги» служило для подачи сигнала о начале стрельбы (залпа), поскольку оно, по сути, звучит как четыре акцентированных удара с промежуточными короткими дробями, заканчивающиеся пятым акцентированным одиночным ударом, – что могло звучать как подготовительный сигнал к залпу с командой «ПЛИ» на пятый удар: - Так, в нотах 1832 года в названии сигнала указано «Тревога (во фронте бьется только первое колено)». Здесь следует отметить, что «первое колено» в данном случае означает, судя по всему, первые два такта, оканчивающиеся акцентированным ударом в начале третьего такта, а не первые четыре такта, которые играются сейчас с повтором до следующей команды. Во-первых, в том же сборнике указаны «первое колено» и «второе колено» Егерского похода, и в каждом случае это два такта (с тем же размером 2/4 как и в «Тревоге»). Во-вторых, начиная с сигналов 1848 года «Тревога для батального огня» вынесена в отдельный сигнал (без флейты), в котором сначала играются те же два такта + одиночный удар, и затем после паузы добавлены ещё четыре такта. Причём в сигналах 1861 г. (с отсылкой к сигналам 1848 г.) указывается «Тревога — сигнал для открытия пальбы рядами» (идентичная сигналу для батального огня 1848 г.) с примечанием – «первые три такты сего боя подаются барабанщиком…, при начальнике находящемся, и тогда принимают оный прочие барабанщики и горнисты при батальоне (роте). (Черток, Ордонанс-Гауз, с. 974). Т.е. сначала играется то самое первое колено "Тревоги", а потом уже остальными барабанщиками играются остальные такты. Там же ниже Сигнал № 9 (8) Дробь (сигнал для прекращения пальбы) Аналогичный сигнал указан с тем же примечанием в сигналах 1867 г., 1874 г. В школе Васильева 1903 г. в качестве «Тревоги для открытия огня…» даются уже только два такта, оканчивающиеся одиночным ударом (т.е. то же первое колено «Тревоги»). - Более того, в уставе 1797 года указано, что офицерам необходимо «по крайней мере счесть до четырех между прикладывайся и пали; солдату нужно иметь сие время, дабы видеть куда стреляет», что дополнительно могло бы косвенно подтверждать, что четыре акцента с командой ПЛИ на пятый удар, как раз служили «барабанным» выражением этого «счёта до четырёх», чтобы дать солдатам прицелиться. Приблизительное указание «по крайней мере до четырёх» вполне могло трансформироваться в более точное «до четырёх» (интересно, что в книге А.Л. Жмодикова «Наука побеждать…» о тактике русской армии во время наполеоновских войн, по поводу этого примечания в уставе 1797 г. сказано: «По команде «пали» все солдаты взвода должны были дружно выстрелить залпом. Офицерам между командами «прикладывайся» и «пали» следовало считать про себя до четырех, чтобы дать солдатам время прицелиться», т.е. автор тоже воспринял эту фразу как «до четырёх», а не «по крайней мере/не менее чем до четырёх» - т.к. последнее может формально означать от четырёх до бесконечности, тогда как для обучения нужна определённость – в итоге офицеры могли воспринимать эту фразу именно как «до четырёх»). В связи с этим заманчиво было бы предположить, что первые два такта «Тревоги» (учитывая, что сама «Тревога» как таковая не имеет отношения к стрельбе) были выбраны как соответствующие этому счёту до четырёх с итоговым одиночным ударом на ПЛИ, что позволяло бы всем солдатам понимать, когда прозвучит ПЛИ и выстрелить одновременно. Однако при более подробном изучении устава 1811 г., стало ясно, что сигнал «Тревога», видимо, действительно был сигналом исключительно для батального/беглого огня. Во-первых, в уставе нет указания на какие-либо барабанные или иные сигналы между командами КЛАДСЬ и ПЛИ, хотя, например, каждый раз указывается, что для прекращения огня должна звучать дробь. Во-вторых, в уставе есть примечание (с. 113-114) о напоминании офицерам, «чтобы после команды КЛАДСЬ, столько выжидали, дабы солдат имел время прицелиться» без указания каких-либо сигналов или счёта. В-третьих, в уставе один раз упоминается сигнал «Тревога», и он даётся как раз для батального/беглого огня («стрелять не дожидаясь команды», т.е. без команды ПЛИ). Это примерно соответствует определению сигналу «Тревоги» для батального огня в статье Багговута 1838 г. Таким образом, судя по всему, сигнал «Тревога» не использовался в качестве сигнала для стрельбы залпом – для этого, видимо, использовались только голосовые команды? Барабанные же сигналы использовались, скорее всего, для начала беглого огня без «приказания» («Тревога») и прекращения беглого огня («Дробь»). Представляется логичным, что для окончания стрельбы использовалась именно продолжительная дробь – короткий сигнал посреди всеобщей пальбы можно было легко не услышать, тогда как дробь было бы так или иначе слышно в любые короткие паузы между выстрелами. Таким образом, мое предложение сводится к следующему: 1) При стрельбе залпом сигналы ни на барабане, ни на флейте не играются (либо играется что-то другое, не «Тревога» и не «Дробь»?). 2) Как вариант, можно предложить внедрить подобные сигналы барабаном именно в строю – для открытия батального огня (т.е. стрельба без приказания, которая завершается по барабанной дроби, после чего играются «Палки») – флейта при этом молчит. Прикладываю также более развёрнутый вариант сообщения в pdf со сканами из источников. тревога Сообщение отредактировал dichug - 14.9.2022, 10:54 |
![]() ![]() |
Сергей Коленцев |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 449 Регистрация: 22.7.2019 Пользователь №: 1 242 545 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк, 3 р. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
спрашивал у тех, кто стоял в строю, - они говорят, что не обращают внимания на то, что играется при стрельбе, – но это, наверное, вообще отдельный вопрос Я лично не обращаю внимания потому что не знаю сигналов. Если бы все сигналы были бы записаны, то можно было бы их послушать и запомнить. Предполагаю что смысл сигналов знают только музыканты ) |
dichug |
![]()
Сообщение
#3
|
Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 40 Регистрация: 11.9.2018 Пользователь №: 1 192 532 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Семеновский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Я лично не обращаю внимания потому что не знаю сигналов. Если бы все сигналы были бы записаны, то можно было бы их послушать и запомнить. Предполагаю что смысл сигналов знают только музыканты ) Спасибо за комментарий! Тут нужен, конечно, комплексный подход – сначала музыкантам надо выучить конкретный сигнал и порядок/случаи для его исполнения, а потом это надо как-то донести до командиров и солдат, чтобы не расплескалось, и применять на практике, если все будут согласны. Мы пока пытаемся начать с первого – с музыкантов) Но в целом, по идее, солдаты (т.е. не только музыканты) должны были знать не только команды, но и сигналы. Многие сигналы уже записаны, единственное, что хорошо бы было переписать партию барабана ввиду вновь открывшихся обстоятельств) Вот здесь, например, в лекции Натальи на стр. 426 сборника (или стр. 31 pdf), есть аудиозаписи нескольких основных сигналов, включая «Тревогу» (мы сейчас говорим о его первой части): http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Krivcova.pdf Интересно, что, насколько я понимаю, «Боевая тревога» в современном уставе ВС РФ – ритмически это та же «Тревога» на флейте, что была в 1831 г., потом она была переложена для рожка (где-то в 1860-х гг., мелодию там уже сложнее узнать, ибо на горне/рожке можно сыграть ограниченный набор нот, но ритм практически тот же) и примерно в этом виде она прошла все дальнейшие периоды РИА, Красную/Советскую Армию и пришла в ВС РФ. И даже у пионэров она - вот тут её можно послушать на горне: http://rpo-ramenki.ru/literacy/pioneram/signal_muz По пунктам: Наталья, спасибо!) По пункту а) я лично за, надо учиться) б) согласен, просто хотелось бы хоть как-то имитировать большие батальоны) опять же тут возможность попробовать действовать всем вместе – командирам, музыкантам и солдатам. Как получится на деле, неизвестно, но можно попробовать. Но начинать надо, конечно, с музыкантов) По пункту в) тут я в основном имел в виду, что отбой сложно подхватить, не сразу понятно, что его вообще начали играть, а учитывая, что он ещё и очень короткий, пока сообразишь, но уже заканчивается) г) Получается очень интересно, придётся ответить развернуто, иначе никак) - У меня, оказывается, была версия II тома Лексикона от 1853 года (https://runivers.ru/lib/book3049/, том II, статья «Барабанный бой») и там уже нет «раша», да и вообще некоторые описания отличаются от 1838 г. в деталях. Нашёл издание 1838 года, там сначала идёт описание тревоги для батального огня «если на маневрах, на учениях и в деле, в какой-либо части строя ударят тревогу, то солдаты сами собой, не ожидая приказания, открывают беглый огонь. В издании 1853 г. написано примерно то же теми же словами. И тоже «в какой-либо части строя». Тогда как определение раша в 1838 г. (http://militera.lib.ru/enc/0/pdf/leksikon1837_02.pdf) следующее: «4) Раш употребляется при цельной стрельбе, чтобы стрелкам подать знак стрелять. В таком случае бьют одно первое колено раша. В военное же время, для открытия батального огня целой линией, бьют полный раш, сопровождаемый флейтою.» Т.е. речь уже о целой линии. Получается, в какой-то период (мб в то время, на которое у Багговута был соответствующий опыт) было такое различие между рашем и тревогой для открытия батального огня – огонь всей линией и огонь соответствующей частью строя? - Интересно, что начиная с 1731 год раш использовался для «деплояды» пехотой, драгунами, потом егерями ближе к концу 18 в. (например, http://adjudant.ru/regulations/1786-eger-01.htm). А потом, видимо, использовался для разных других функций, учитывая, что, как минимум, с 1831 г. он, вроде, не должен был применяться. Возможно, в этот период экспериментировали, используя для каких-нибудь новых эволюций старые, неиспользовавшиеся сигналы? П.ч. о таком использовании раша пока что я вижу только в этой статье от 1838 г. - Сам сигнал «Раш» оказывается никуда не исчез) В издании 1853 г. на месте боя 4) стоит похожий текст: 4) Бой для стрельбы в цель употребляется при цельной стрельбе, чтобы стрелкам подать знак стрелять. Т.е. «Раш» из 1838 г. заменён сигналом «Бой для стрельбы в цель» для цельной стрельбы плюс опущен текст про батальный огонь всей линией. Но если мы посмотрим сигнал «Бой для стрельбы в цель» в нотах 1848 года, то мы увидим тот же самый «Раш», первые его «колена»). - попутно возникает вопрос: что такое «полный раш, сопровождаемый флейтой»? Если смотреть в ноты 1832 г. «полный» раш занимает аж 24 такта со всеми повторами и флейты там, конечно, нет. За это время можно поспать и проснуться как раз к началу стрельбы) Какая-никакая мелодия раша есть только в егерских боях для валторны 1799 г. (правда, я так и не понял, откуда этот документ взялся и действительно ли он 1799 г.), но она – для валторны. Зато там всего 7 тактов (можно сказать даже 6), но нет барабанной партии, мб, можно под неё подстроить партию барабана из нот 1832 г., если будет надо. Но для нас тут, как я понимаю, главное – упоминание, что флейта сопровождает сигнал для стрельбы. - Ещё по поводу отбоя и что флейщики что-то должны играть во время дроби для прекращения стрельбы– в сигналах 1832 есть сигнал «Дробь» для флейты – флейта играет длинную ноту «ре» в третьем регистре (для флейты в ре) параллельно с дробью на барабане (половинная нота с ферматой), а на сигнале «Палки» (который, как я понял, обязательно следует за дробью) – флейта играет «до» во втором регистре (длительностью в одну четвертную). - По поводу французского устава 1791 г., да, там тоже всякая пальба прекращается по дроби (roulement) после которой следуют палки (coup de baguettes, буквально «удар палками») и они тоже используются с той же функцией – прекращение пальбы и возвращение офицеров и унтеров в строй. Надо, конечно, прочесть мне французский устав полностью, возможно, там будут какие-то намёки и ответы. |
![]() ![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 14.10.2025, 3:11
![]() |