Щербинин П.П. Жизнь русской солдатки в XVIII – XIXвв, архив со статьей. |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Щербинин П.П. Жизнь русской солдатки в XVIII – XIXвв, архив со статьей. |
Kirill |
13.4.2007, 10:18
Сообщение
#1
|
Source owner Группа: Администраторы Сообщений: 33 164 Регистрация: 20.2.2007 Пользователь №: 1 Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: 252 |
Сама статья тут, а обсуждать можно здесь.
-------------------- Эй, радетель за счастье реконструкторское, а Гогеля когда разрешат? |
konstantyn_lvk |
15.4.2007, 21:20
Сообщение
#2
|
Активный участник Группа: Консулы Сообщений: 12 158 Регистрация: 30.3.2009 Пользователь №: 11 320 Репутация: 75 |
Да, в течение всего времени существования рекрутской повинности государство прилагало все усилия к тому, чтобы сделать военную службу наследственной. Причин основных, думается, две: 1) постоянный недостаток живой силы, 2) желание по возможности минимизировать нагрузку на главных плательщиков подушной - крестьянские миры. Из этой же серии и распространение рекрутчины на имевшие ранее в этом смысле особые права группы населения, и военные поселения, и проекты найма за границей.
Кстати, петровские школы для солдатских детей хорошо вписываются в общую систему начального образования, создававшуюся в начале XVIII в. - цифирные и архиерейские школы. Увы, затем она развития не получила. -------------------- |
mikv1 |
17.4.2007, 20:39
Сообщение
#3
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 64 Регистрация: 2.3.2007 Пользователь №: 144 Репутация: 1 |
Да, в течение всего времени существования рекрутской повинности государство прилагало все усилия к тому, чтобы сделать военную службу наследственной. Причин основных, думается, две: 1) постоянный недостаток живой силы, 2) желание по возможности минимизировать нагрузку на главных плательщиков подушной - крестьянские миры. Из этой же серии и распространение рекрутчины на имевшие ранее в этом смысле особые права группы населения, и военные поселения, и проекты найма за границей. Кстати, петровские школы для солдатских детей хорошо вписываются в общую систему начального образования, создававшуюся в начале XVIII в. - цифирные и архиерейские школы. Увы, затем она развития не получила. Константин, здесь интересны не только специализированные школы. Еще такой вот штрих - там, где имелся достаточно изолированный, ограниченный, но смешанный социальный контенгент (на каком нибудь заводе) - имел место иной подход к образованию. В частности здесь деятельность Татищева - у него целые циклы документов именно по развитию таких школ. Принцип прост - разделение учеников внутри школы по социальному признаку. Например, дети из семей лиц духовного звания в рамках той же школы должны были получать несколько иное образование (акцент на знание церковной рутины), чем дети фабричных работников. Естественно были на заводе и солдаты. Что-то было и по образованию солдатских детей, но прямо сейчас просто не помню, слишком давно читал. Посмотрю при случае - это в последнем Собр. соч. - отдельный том "Записки", седьмой кажется. |
konstantyn_lvk |
18.4.2007, 7:41
Сообщение
#4
|
Активный участник Группа: Консулы Сообщений: 12 158 Регистрация: 30.3.2009 Пользователь №: 11 320 Репутация: 75 |
Константин, здесь интересны не только специализированные школы. Еще такой вот штрих - там, где имелся достаточно изолированный, ограниченный, но смешанный социальный контенгент (на каком нибудь заводе) - имел место иной подход к образованию. В частности здесь деятельность Татищева - у него целые циклы документов именно по развитию таких школ. Принцип прост - разделение учеников внутри школы по социальному признаку. Например, дети из семей лиц духовного звания в рамках той же школы должны были получать несколько иное образование (акцент на знание церковной рутины), чем дети фабричных работников. Естественно были на заводе и солдаты. Что-то было и по образованию солдатских детей, но прямо сейчас просто не помню, слишком давно читал. Посмотрю при случае - это в последнем Собр. соч. - отдельный том "Записки", седьмой кажется. Вот оно и любопытно: четкая система начального образования для непривилегированных сословий с целью подготовки специалистов, в которых нуждалось государство. Есть про это хотя и небольшая, но интересная статья: Фруменкова Т.Г. Цифирные и архиерейские школы первой трети XVIII века // Вопросы истории. 2003. № 7. С. 136-143. -------------------- |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 3.6.2024, 3:13
|