IPB
Наш Диплом

VIP-баннер дружественного сайта
     

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 Интересное за предыдущий месяц

> Континентальная блокада как экономическая причина..., несколько замечаний по поводу статьи А.Подмазо
Николай Н.
сообщение 3.6.2007, 0:16
Сообщение #1


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 186
Регистрация: 7.3.2007
Пользователь №: 196

Город:
Москва
Военно-историческая группа (XIX):
Уфимский пехотный полк




Репутация:   3  


А.Подмазо пишет: "Приведенные цифры наглядно показывают, что в отличие от мнения Понасенкова, объемы английской торговли с Россией в начале XIX в. несопоставимы с торговлей любой другой страны, поэтому прекращение торговли с Англией сильно сказалось на экономике России."

Я не ставлю под сомнение лидирующие позиции Англии во внешней торговле России, однако очевидно, что в зависимости от выбранного угла обзора, эти позиции смотрятся по разному.
В самом деле, на долю английских судов приходилось 51,9% всех судов пришедших в С.-Петербург в 1802-1804гг. Но на долю С.-Петербурга приходилось всего лишь 25,5% судов, пришедших в эти годы во все порты России. Так что доля Великобритании в общем торговом судоходстве России составила за тот же период 27,9%. Больше половины или менее трети - согласитесь, разница все-таки есть.
Кроме того, данные о торговом судоходстве лишь приблизительно отражают долю той или иной страны во внешнеторговом обороте. Так, за период с 1801 г. по 1806 г. из С.-Петербурга отошло 470 шведских кораблей, но к шведским портам направилось лишь 323 судна. С другой стороны, всего 6 французских кораблей за тот же период покинули С.-Петербургский порт, в то время как о своем намерении отправиться к французским портам объявили капитаны 143 судов . При этом нельзя забывать, что если с Англией торговля действительно осуществлялась только по морю, то с той же Швецией, не говоря уже о Пруссии, Австрии и других немецких государствах, да даже с Францией, велась и сухопутная торговля, на долю которой в 1802-1806гг. в среднем ежегодно приходилось 15,6% внешней торговли России по европейской границе.

А. Подмазо пишет: "рост общего торгового оборота начался именно вследствие фактического отхода России от континентальной блокады. И чем больше было «нарушений» условий блокады, тем больше рос внешнеторговый оборот."

Начала ли Россия уже в 1809г. нарушать блокаду - это еще вопрос (Исследователи обычно говорят о второй половине 1810г). А вот то, что в этом году был отменен акт об эмбарго в США и американские корабли устремились в Европу - факт. Кроме того, в том же 1809 г. англичане приняли очередной "order in council", фактически отменявший блокаду ими балтийских портов. Лишь 10% судов, обслуживавших российскую внешнюю торговлю, принадлежали россиянам. В этих условиях появление нейтральных кораблей в наших портах без всякого нарушения условий блокады приводило к росту оборотов внешней торговли.

А. Подмазо пишет: "Хорошо видно, что основная масса выпущенных ассигнаций (62,6 %) приходится на период континентальной блокады, причем почти половина от этой суммы приходится на 1808 г., на самый пик блокады. Не логичней ли предположить, что и увеличение выпуска ассигнаций напрямую связано с континентальной блокадой."

После того - не значит вследствие того. Деньги обычно печатают, чтобы покрыть дефицит бюджета, а он возник не в 1808 г.

А. Подмазо пишет: "Положительный баланс торгового сальдо сам по себе ничего не доказывает."

Надо полагать речь идет о положительном сальдо торгового баланса. На самом деле - это ключевой вопрос для понимания роли "континентальной блокады" в экономике России. При положительном сальдо этого самого баланса вексельный (сейчас мы говорим обменный) курс рубля упасть не может. Раз за рубль дают все меньше штиверов, значит баланс отрицательный, экспорт из России упал и импорт приходится оплачивать звонкой монетой. Тут действительно рукой подать до финансового коллапса, тем более что своего серебра в России в изобилии не водилось. Но если баланс все-таки положительный, то требуется иное объяснение падению курса и тут уже недостаточно будет свалить все на континентальную систему. Тут впору обратить взоры на собственную финансовую систему, что и сделал Сперанский в 1810г.


--------------------
Нет, это не факт, а так оно и было на самом деле (Тот самый Мюнхаузен)
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Подмазо
сообщение 7.6.2007, 7:56
Сообщение #2


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Регистрация: 12.3.2007
Пользователь №: 219

Город:
Москва




Репутация:   15  


Николай, упаси боже обвинять кого-то в подтасовке.
Но давайте попробуем разобраться. В начале XIX в. в России портов было не так уж и много - Архангельск (здесь преимущество английской торговли бесспорно), Балтийские порты (здесь опять-таки преобладание английских кораблей), Черноморские порты (здесь англичан мало, но они есть), Каспийские порты (англичан нет), Дальний восток (англичан практически нет).
Основная масса кораблей приходится на Балтику (цифры упрямая вещь), тогда о каких 27% может идти речь. Если же в источниках есть такая цифра - дайте ссылку.
Количество американских кораблей, приходивших до эмбарго, а они приходили в основном на Дальний восток, в Архангельск и на Балтику - несоизмеримо с прочими (Англия, Швеция, Германия).
К тому же нельзя сравнивать какую-нибудь фелугу, пришедшую из Турции с двумя мешками семечек, с английским многотонным кораблем.
Большие же корабли на Балтике приходили в основном в Кронштадт (из-за мелководья в других портах и проблем доставки в Питер товаров из них), так что приведенные мною цифры по Кронштадтскому порту являются репрезентативными.
К тому же об объеме АНГЛИЙСКОЙ торговли говорят (помимо кораблей) и другие цифры - также приводимые в моей статье: "в 1807 г. Санкт-Петербург было привезено иностранных товаров на сумму 4,956 млн. руб. Из них российскими купцами – на 2,656 млн. руб., английскими – на 2,119 млн. руб., прочими – на 0,179 млн. руб." Вряд ли нужны дополнительные комментарии.

В отношении сальдо торгового баланса в применении к данной теме можно вести речь ТОЛЬКО, если рассматривается ГОСУДАРСТВЕННАЯ торговля. В тот период никакой государственной внешнеэкономической деятельности не велось, поэтому сальдо никак не влияло (и не могло напрямую влиять) на вексельный курс. Правильнее рассматривать ОБЪЕМ ТОВАРООБОРОТА, от падения которого казна несла прямые убытки в виде уменьшения таможенных пошлин. Были также и косвенные убытки казны, связанные с тем, что каждый конкретный предмет (из-за товарного дефицита) государству приходилось покупать у купцов по более высокой цене, чем раньше.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Николай Н.
сообщение 7.6.2007, 10:29
Сообщение #3


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 186
Регистрация: 7.3.2007
Пользователь №: 196

Город:
Москва
Военно-историческая группа (XIX):
Уфимский пехотный полк




Репутация:   3  


Цитата(Александр Подмазо @ 7.6.2007, 8:56) *

Николай, упаси боже обвинять кого-то в подтасовке.
Но давайте попробуем разобраться.



Давайте! У меня сейчас под рукой нет ни Злотникова, ни Семенова, на которого ссылается Злотников. Там Вы легко обнаружите называемую мной цифру. Можем обратиться и к видам внешней торговли (это официальная публикация министерства коммерции) за соответсвующие годы:
в 1802г. во ВСЕ порты пришло английских судов с грузом 319 (число ластов 34220,25), без груза 642 (число ластов 65291,75); всего судов пришло 1660 с грузом (число ластов 110880,5) и 2070 без груза (число ластов 165075,75). Таким образом на долю Англии приходится 25,76% судов и 36,06% ластов.
в 1803г. во ВСЕ порты пришло английских судов с грузом 319 (число ластов 33355), без груза 993 (число ластов 98593); всего судов пришло 1658 с грузом (число ластов 114448,5) и 2472 без груза (число ластов 204221). Таким образом на долю Англии приходится 31,77% судов и 41,41% ластов.
в 1804г. во ВСЕ порты пришло английских судов с грузом 304 (число ластов 36764), без груза 598 (число ластов 64219,5); всего судов пришло 1849 с грузом (число ластов 136366,75) и 1629 без груза (число ластов 141640,5). Таким образом на долю Англии приходится 25,93% судов и 36,32% ластов.
в 1805г. во ВСЕ порты пришло английских судов с грузом 373 (число ластов 38370,5), без груза 936 (число ластов 101271); всего судов пришло 2125 с грузом (число ластов 155503,25) и 3207 без груза (число ластов 235067). Таким образом на долю Англии приходится 24,55% судов и 35,75% ластов.
в 1806г. во ВСЕ порты пришло английских судов с грузом 418 (число ластов 39532,75), без груза 776 (число ластов 90065); всего судов пришло 1903 с грузом (число ластов 119444,25) и 2512 без груза (число ластов 172668,25). Таким образом на долю Англии приходится 27,04% судов и 44,37% ластов.

Цитата(Александр Подмазо @ 7.6.2007, 8:56) *

Основная масса кораблей приходится на Балтику (цифры упрямая вещь), тогда о каких 27% может идти речь. Если же в источниках есть такая цифра - дайте ссылку.



Цифры действительно очень упрямая вещь.

Цитата(Александр Подмазо @ 7.6.2007, 8:56) *

Количество американских кораблей, приходивших до эмбарго, а они приходили в основном на Дальний восток, в Архангельск и на Балтику - несоизмеримо с прочими (Англия, Швеция, Германия).
К тому же нельзя сравнивать какую-нибудь фелугу, пришедшую из Турции с двумя мешками семечек, с английским многотонным кораблем.



До присоединения России к континентальной системе американские корабли приходили преимущественно в Петербург именно по причине своей многотонности. Причем по этому показателю они превосходили английские суда. Если захотите опровергать, то давайте ссылки, а не пустые рассуждения о фелужной торговле. И с чего Вы решили, что Дальний восток в этот период играл хоть какую-нибудь роль во внешней торговле России за исключением деятельности РАК.

Цитата(Александр Подмазо @ 7.6.2007, 8:56) *

К тому же об объеме АНГЛИЙСКОЙ торговли говорят (помимо кораблей) и другие цифры - также приводимые в моей статье: "в 1807 г. Санкт-Петербург было привезено иностранных товаров на сумму 4,956 млн. руб. Из них российскими купцами – на 2,656 млн. руб., английскими – на 2,119 млн. руб., прочими – на 0,179 млн. руб." Вряд ли нужны дополнительные комментарии.



Напротив, комментарии очень даже нужны. О чем говорят эти цифры? Разве английские купцы обслуживали торговлю только с Англией? Конечно, нет. Следовательно речь идет о монополизации РУССКОЙ внешней торговли английскими купцами и потеснить их с занятых позиций значит перераспредилить прибыль от внешнеторговых операций в пользу России.

Цитата(Александр Подмазо @ 7.6.2007, 8:56) *

В тот период никакой государственной внешнеэкономической деятельности не велось, поэтому сальдо никак не влияло (и не могло напрямую влиять) на вексельный курс.



Давайте не будем спорить. Вы сначала почитаете литературу, касающуюся теории торгового баланса, а потом мы, если такая необходимость все еще будет существовать, вернемся к этому вопросу.


--------------------
Нет, это не факт, а так оно и было на самом деле (Тот самый Мюнхаузен)
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Николай Н.   Континентальная блокада как экономическая причина...   3.6.2007, 0:16
Драгун Рогожан   Английские корабли приходили не только в Петербур...   4.6.2007, 22:43
Николай Н.   Английские корабли приходили не только в Петербур...   5.6.2007, 10:25
Макс   кстати, а как оценивается этот диссер? Васильева,...   5.6.2007, 15:17
Николай Н.   кстати, а как оценивается этот диссер? Васильева...   5.6.2007, 15:25
Драгун Рогожан   Пурмуа, пурмуа тож, сильвупле))))))))   5.6.2007, 16:00
Макс   У, какие быстрые... Всем будет, не боитесь, но чут...   5.6.2007, 16:51
Драгун Рогожан   Тут всплыло, правда, только за 1812 год Доходы с ...   5.6.2007, 16:53
Николай Н.   Тут всплыло, правда, только за 1812 год Взято из...   5.6.2007, 20:00
Александр Подмазо   Николай Н., если "доля Великобритании в общем...   6.6.2007, 8:12
Николай Н.   Николай Н., если "доля Великобритании в обще...   6.6.2007, 9:12
Александр Подмазо   Николай, упаси боже обвинять кого-то в подтасовке....   7.6.2007, 7:56
Николай Н.   Николай, упаси боже обвинять кого-то в подтасовке...   7.6.2007, 10:29
Александр Подмазо   Ссылок полно в моей статье, но если хотите могу п...   7.6.2007, 16:17
Николай Н.   Превосходили не сильно, зато по количеству они в ...   7.6.2007, 22:39
Александр Подмазо   Николай, все что Вы взяли из учебника по экономик...   8.6.2007, 7:59
Николай Н.   Вы так и не прочитали хотя бы тот же учебник по эк...   8.6.2007, 9:52
Александр Подмазо   Николай, не уклоняйтесь от ответа за умным наборо...   8.6.2007, 13:24
Николай Н.   Николай, не уклоняйтесь от ответа за умным наборо...   10.6.2007, 0:36
ivanych   Александр, один вопрос: а какие порты вы имеете в ...   8.6.2007, 19:22
Александр Подмазо   Порты, основанные Российско-Американской компание...   9.6.2007, 8:16
тень   Николай Николаевич,вам конечно ОЧЕНЬ хочется убеди...   11.6.2007, 21:15
Николай Н.   Николай Николаевич,вам конечно ОЧЕНЬ хочется убед...   11.6.2007, 22:39
тень   Как говорится - вам и карты в руки. :) Коль скоро...   12.6.2007, 9:22
Николай Н.   Как говорится - вам и карты в руки. :) Коль скор...   12.6.2007, 23:02
Драгун Рогожан   Это было бы очень неплохо! За последне время, ...   12.6.2007, 9:45
Драгун Рогожан   Позволяем. Ждем-с))))))))))))   13.6.2007, 8:18
Александр Подмазо   Николай, а ответа то все-таки НЕТ. Повторяю свой в...   13.6.2007, 8:25
Kirill   Тут вот какое дело, как всегда спасибо konstantyn_...   13.6.2007, 8:35
Николай Н.   Тут вот какое дело, как всегда спасибо konstantyn...   13.6.2007, 10:29
Kirill   У меня тут, кстати, возник вопрос. Новый кусок ра...   13.6.2007, 10:51
тень   Лучше кидать постом. Мы потом, когда вы закончит...   13.6.2007, 12:40
Kirill   Кирилл,а стОит ли? :) Ведь это размышления а не ...   13.6.2007, 12:47
тень   Как известно, в архив идут интересные и содержат...   13.6.2007, 12:56
Борис   Интересный момент (почти) по теме старой ветки htt...   8.10.2013, 14:16


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



баннер дружественного сайта

- Текстовая версия
Посещений с 19.07.2007: kostenloser counterсчетчик посетителей сайта
Сейчас: 2.5.2025, 20:15     
Консулат-беседы
КОНСУЛАТ
Консулат-голосования
XVIII век
История (XVIII)
Реконструкция (XVIII)
XIX век
История (Наполеоновские войны, 1789-1815)
Реконструкция (XIX)
АФИШКИ
Куплю / Продам
АРХИВ
Книжная полка
Реконструкция
Трактир и Будуар
ОБЩЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ
Совещательная
Анонсы мероприятий
Консулат-мусорка
Ссылки
Ссылки
Ссылки
Ссылки по истории
Ссылки на Военно-исторические Форумы
Новости
Уроки
Сайты Военно-исторических групп
Интернет-магазины
Жалобная книга
Мартиролог
История (остальной XIX век)
ПОЛКОВЫЕ КОМНАТЫ
Галерея (XVIII)
Галерея (XIX)
Тихое место
Фотоконкурс
Фотоконкурс. Жюри.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАШИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
История
Плоская
Редколлегия журнала "Реконструктор"
Рекрутское депо
Магазины в городах и странах
ВИ миниатюра
Объёмная
Этот день в истории
XVII век
Отстойник
Обзоры
Гражданская реконструкция XVII-XVIII-XIX вв.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Конюшня XVII-XVIII-XIX вв.
Реконструкция (XVII)
История (XVII)
Галерея (XVII)
Беседка
Анонсы книжных новинок: военная история XVI-XIX вв.
Военно-историческая периодика
Гусарсккие посиделки 8-)
XV век
Архив 15, не трогать.
История (XV)
Ливинг-хистори проект
Помойка для Дениса
Реконструкция (XV)
Галерея (XV)
Средневековый быт
Развлечения в Средние века
Доспехи и вооружение
Исторические документы и артефакты
Средневековая кухня
Мероприятия
Пограничная Крепость
Живая История военных действий
Оркомитет ПК
Север-Юг и Дикий Запад
Настольные игры
Орденский кирасирский полк
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Часть 17.
Часть 18.
Часть 19.
Часть 20.
Часть 21.
Часть 22.
Часть 23.
Часть 24.
Часть 25.
Часть 26.
Часть 27.
Часть 28.
Часть 29.
Часть 30.
Часть 31.
Часть 32.
Часть 33.
Часть 34.
Часть 35.
Часть 36.
Часть 37.
Часть 38.
Часть 39.
Часть 40.
Часть 41.
Часть 42.
Часть 43.
Часть 44.
Часть 45.
Часть 46.
Часть 47.
Часть 48.
Часть 49.
Часть 50.
Часть 51.
Часть 52.
Часть 53.
Часть 54.
Часть 55.
Часть 56.
Часть 57.
Часть 58.
Часть 59.
Часть 60.
Часть 61.
Часть 62.
Часть 63.
Часть 64.
Часть 65.
Часть 66.
Часть 67.
Часть 68.
Часть 69.
Часть 70.
Часть 71.
Часть 72.
Часть 73.
Часть 74.
Часть 75.
Часть 76.
Часть 77.
Часть 78.
Часть 79.
Часть 80.
Часть 81.
Часть 82.
Часть 83.
Часть 84.
Часть 85.
Часть 86.
Часть 87.
Часть 88.
Часть 89.
Часть 90.
Часть 91.
Часть 92.
Часть 93.
Часть 94.
Часть 95.
Часть 96.
Часть 97.
Часть 98.
Часть 99.
Часть 100.
Часть 101.
Часть 102.
Часть 103.
Часть 104.
Часть 105.
Часть 106.
Часть 107.
Часть 108.
Часть 109.
Часть 110.
Часть 111.
Часть 112.
Часть 113.
Часть 114.
Часть 115.
Часть 116.
Часть 117.
Часть 118.
Часть 119.
Часть 120.
Часть 121.
Часть 122.
Часть 123.
Часть 124.
Часть 125.
Часть 126.
Часть 127.
Часть 128.
Часть 129.
Часть 130.
Часть 131.
Часть 132.
Часть 133.
Часть 134.
Часть 135.
Часть 136.
Часть 137.
Часть 138.
Часть 139.
Часть 140.
Часть 141.
Часть 142.
Часть 143.
Часть 144.
Часть 145.
Часть 146.
Часть 147.
Часть 148.
Часть 149.
Часть 150.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования