![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
litregol |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 4 109 Регистрация: 2.3.2007 Пользователь №: 155 Город: Каунас, Литва Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Литовский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Предложили книгу, не дорого, но на французском...Может кто подскажет что по автору?
![]() ![]() Сообщение отредактировал litregol - 23.3.2008, 12:08 -------------------- История - это всегда политика (ц)
Все, что вам нужно можно всегда обменять на то, что нужно мне |
![]() ![]() |
litregol |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 4 109 Регистрация: 2.3.2007 Пользователь №: 155 Город: Каунас, Литва Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Литовский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
По поводу памятников из отбитых в 1812 году у неприятеля орудий
Много писалось и говорилось о том памятнике, соорудить который желал Император Алексаидръ I после ряда побед Русской армии над армией Наполеона при отступлении его из Москвы, дли чего издан был указ от 14 Ноября 1812 года: собрать все орудия, отбитые у неириятеля въ Москву, чтоб соорудить из них столп. По распоряжению фельдмаршала князя Кутузова, эти орудия свезены из разпых мест в Москву, и ныне уже скоро минет сто лет, как они лежат на постаменте у стен Московского Арсенала, со стороны Сенатской площади. В последнее время не раз поднимался вопрос и в заседаниях. Комитета по устройству Музея 1812 года в Москве, и в Кружке ревнителей Отечественной войны, и в междуведомственной комиссии при Главном Штабе, и в перюдической печати, о желательности осуществить мысль Императора Александра I. Но раздавались голоса и против этого осуществления главным образом потому, что сто лет эти пушки уже пролежали в Кремле и в таком виде хорошо украшают Кремль и Арсенал, который, кстати сказать, по указу Петра I, должен служить Музеем для великих воинских трофеев на вечную славу потомству. Ревнители Московской старины высказывали желание сохранить за этими орудиями теперешнее их место. В проекте Витберга колонны из этих орудий предполагались быть поставленными вокруг храма. В проекте Тона для этих колонн оставлены две куртины по бокам большой лестницы, спускающейся с площади храма Христа-Спасителя к набережной Москвы-реки. Были высказаны пожелания соорудить эти колонны и в Кремле. и на Тверской ул. Вопрос об этом памятнике вызвал интерес в печати, в различных заседаниях комитетов и обществ. в виду приближающагося столетия Бородинской битвы и целаго ряда памятных событий Отечественной войны. Когда догорят свечи и облетят цветы предстоящих празднеств, то волна интереса отхлынет и снова вопрос о памятнике отойдет в даль времен. до тех пор. когда какой нибудь изследователь снова, пыль вков от хартий отряхнув, не поднимет его к будущим юбилеям. В настоящее время, когда уже известно предположение военнаго министра поместить Музей 1812 г. в здании Арсенала, вопрос о памятниках из отбитых у непргптеля орудий разрешается сам собой и в интересах ревнителей Московской старины, так как opyдия, оставаясь на том-же постаменте, на котором пролежали почти сто лет, так же грозно будут охранять будуюдй Музей 1812 года, как того желали многие прежде конкуренты в своих проектах памятника-столпа. Обращение части Арсенала в Музей, около которого будут, лежать снаружи и самые пушки является наконец осуществлением завета великаго Преобразователя Роесии, и такое разрешение вопроса о Музее Отечественной войны и одновременно о памятнике из отбитых орудие нельзя не приветствовать. Может, быть, вопрос о прочности стен Арсенала, особенно обращенных к Кремлевской стене вдоль Александровскаго сада (все еще продолжающих оседать) нескоро разрешится в смысле надежного сохранения этого , замечательнаго в художественном отношении памятника, заложеннаго 200 лет тому нааад; но во всяком случае, к столетию Бородинской битвы, в Кремле возникает новый памятиик славы, в котором сольются воспоминания о предках двух наций, столь мужественно дравшихся, а теперь связанных узами дружбы. Обращение части Арсенала в Музей 1812 года может быть, надолго оставит без осуществления мысль о памятнике из отбитых орудий. Чтобы будущим изследователям легче было разобраться в истории этого вопроса, не лишне будет теперь указать о тех семи проектах, которые так или иначе имели целью осуществить желание Радомысла XIX века. Следы этих проектов разбросаны по разным архивам и хранилищам и некоторые из них, как напр. три проекта, посланные гр. О. В. Гостончиным в Декабре 1812 г. Императору Александру I, не раз ставили в затруднительное положение историков-изследователей. С них я начну. Они описаны в книге А. Н. Оленина, бывшаго вице-президента Императорской Академии Художеств (изд. СПБ. 1817): „Опыт о правилах медальернаго искусства с описашем проектов медалей на знаменитейшиея происшествия с 1812 года по 1816 г. и трех проектов памятника из огнестрельных орудий, отбитых у неприятеля в 1812. А. О." К этой книге приложены и три эскиза. Один представляет тяжелую пирамиду. По характеру расположеншя орудий эта пирамида похожа на ту колонну неизвестнаго нмецкаго художника, которой эскиз помйщен в книге В. А. Петрова: „Орудия отбитыя у неприятеля в 1812 году" (изд. М. 1911 г. Музей 1812 г.). Только верхний ряд гаубиц венчается не обакою, а расходящимся веером малых пушек приподнятых дульными отверстиями немного кверху. На самом верху двуглавый орел со змеем въ клюве. У пьедестала одноглавые орлы, скованные цепями. Среди орудий, образующих тело колонны, выглядывают в разныя стороны группы пушек в таком сочетании: три, две и одна, опять три, две и одна и т. д. В ростральной колонне немецкаго художника помещено по одной пушке на колесном лафете. Другой проект представляет такую же тяжелую пирамиду-конус, но промежуточные кольца между рядами пушек заменены спиралью с барельефами сражений, на подобие колонны Траяна. Венчается эта вторая колонна фигурою Св. Георгия Победоносца на коне. Третий проект образует колонну, в которой расположение пушек дает всей колонне вид колоссальной пушки, поставленной торелью (т. е. казенной своей частью) на постамент и открывающей свое дуло прямо в небо. Венчается эта колоссальная пушка статуей Архистратига Михила с приподнятыми крыльями; на постаменте военные аттрибуты. Оригиналы этих памятников находятся по всем вероятиям в архиве Императ. Академии Художеств. Так как автор этой книги описывает свои работы, то надо предположить, что и эти проекты памятников принадлежат ему. Кстати замечу, что описаныя в :этой книге медали на события 1812-1815 годов представляют собою, как и медали гр. Ф. Толстого. Только воины в одежде и вооружеии современных. эпохе Александра I, тогда как у гр. Ф. Толстого в классическом одеянии. И так появляющаяся часто теперь заставка в военно-исторических книгах и рельеф на жетоне Кружка ревнителей памяти 1812 года и есть одна из групп А. Оленина („Мы все в одну сольемся душу"). Упоминаю об этом, так как не раз приходилось слышать вопрос - какого художника работа этого барельефа Книга А. Оленина имеется в Румянцевскомъ Музее. Кроме этих трех проектов памятника имеются еще четыре. Три из них описаны в труде В. А. Петрова „Орудия, отбитыя у неприятеля въ 1812 г." Оригиналы их находятся - неизвестнаго нмецкаго художника у П. И. Щукина, проект Козакова (в красках)—в Архиве Министерства Иностранных Дел. Третий проект В. А. Петрова - в Музее 1812 г. Седьмой проект неизвестного Итальянскаго художника изображает (так же как и в проекте В. А. Петрова) две колонны на подобие Траяновой и изображен на медных доскахъ храма Христа-Спасителя (корридор с алтарной стороны), на которых представлены Храм Спасителя по проэкту архитектора Витберга на Воробьевыхъ горах, и по проэкту арх. Тона. Из разсмотрения всех этих нроектов (кроме проекта В. А. Петрова, составленная для комитета по устройству Музея 1812 года, как иллюстрация к докладу) не видно, что была задана тема общая для всех, или же для осуществления мысли Императора Александра I. Взоры всех художников обратились к ростральной колонне Римскому консулу Каю Дуилию, разбившему Карфагенсийй флот, копия которой стоите в С.-ПБ. близ здания Биржи, или к Траяновой колонне, которую за образец взял и Париж, соорудивший Вандомскую колонну из неприятельских пушек в память великой армии. В начале XIX века во Франции сильно отразилось искусство Рима, и в Париже не мало подражаний классическим образцам. Это подражание заметно сказалось и у нас в царствование Императора Александра I. Только пропорции в тех проектах колонн, которые представлены были графом О. В. Ростончиным Государю, сильно грешат нротив классических пропорций, и потому большинство этих проектов представляется очень тяжелыми и неуклюжими и, можетет быть, объяснено желанием употребит все 875 орудий в одну колонну. При соблюдении классических проиорций она вышла бы очень высока и представила бы техиические трудности для того времени; при понижении колонны она по неволе выходила очень тяжела и некрасива. Таким образом оригиналы эгих проектов разделены между С.-П-бургом и Москвою, как и оригиналы из воска гр. Ф. Толстого, которые находятся частью в Музее Александра III в С.Пб, частью в Третьяковской галлерее в Москве. Сообщение отредактировал litregol - 30.8.2010, 15:58 -------------------- История - это всегда политика (ц)
Все, что вам нужно можно всегда обменять на то, что нужно мне |
![]() ![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 1.5.2025, 17:05
![]() |