![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Matel |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 713 Регистрация: 7.4.2010 Пользователь №: 24 143 Город: Красноярск Военно-историческая группа (XIX): 1-й полк морской артиллерии Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Множество упоминаний об его использовании коренными жителями Сибири.
О том что казаки часто захватывали эти доспехи и с удовольствием пользовались. Но вот его внешний вид, а тем паче внутреннее устройство найти не могу. Или вижу но не понимаю что это оно. И так вопрос к образованным. Как оно выглядит, а если кто его реконструировал и поделится как тому плюс 100500 к экспириенсу и левел ап! ![]() Моё предположение что это таки Бригантинный доспех. |
![]() ![]() |
С.Слепцов |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 115 Регистрация: 19.9.2012 Пользователь №: 194 109 Город: Якутск Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Вот такая цитата из
Бобров Л. А., Худяков Ю. С. О роли якутского оружейного комплекса в эволюции военного искусства русских землепроходцев XVII в. // Древности Якутии: Искусство и материальная культура. Новосибирск: Наука, 2006 "К сожалению, несмотря на неоднократные находки пластин от якутских «куяхов», пока не предприняты попытки реконструировать основные типы покроя этих панцирей. Судя по имеющимся описаниям найденных панцирных пластин и дошедшим до нас экземплярам, у якутов преобладали панцири с пластинчато-нашивной системой бронирования. В якутском языке и в XVIII-XIX вв. слово «куях» четко ассоциировалось с «кожаной броней с нашитыми на ней железными пластинами» [Словарь..., 1916, с. 1199]. В якутском фольклоре панцирные пластины нашиваются на «подкладку из бычьей или лосиной кожи». В 1894 г. якут Наум Лыткин обнаружил «куях», состоявший из 147 пластин трех разных размеров, по форме четырехугольных и продолговатых, «похожих на игральные карты». Пластины «имели по углам отверстия, через которые, очевидно, и были нашиты на ровдугу» [Березкин, 1955, с. 182]. Есть предположение, что этот «куях» принадлежал родоначальнику оспетцев Суор Бугдуку. В том же документе упоминается о другом «куяхе», который состоял из таких же пластинок и, по словам якута Прокопия Афанасьева из Колымского округа, представлял собой якутскую шубу из лосиной ровдуги («тунэ»), на которую и были нашиты панцирные пластины. Согласно описанию, крупные пластины располагались на груди и спине, а мелкие — по бокам «так, чтобы не мешать свободному движению». Полы панцирной шубы достигали колен. В 1923 г. (по другим сведениям летом 1912 г.) в местности Батымаайы в 24 км от оз. Мюрю были найдены «куях», состоявший примерно из 200 прямоугольных железных пластин, и пара якутских шлемов. В 1937 г. местная жительница наткнулась в Усть-Алданском районе на «кучу железных пластинок треугольной формы, с отверстиями по углам». Считается, что этот «куях» принадлежал предку чериктейцев Лага Батыру. В поселении Сырдак А.И. Гоголев обнаружил железную пластину с вырезным верхним краем и отверстиями для заклепок. В 1978 г. в местности Бэтирики Мегино-Кангаласского района во время шурфовки предполагаемого поселения была найдена выгнутая трапециевидная пластина, украшенная орнаментом [Гоголев, 1990, с. 106-107, рис. 21, с. 143, табл. XVIII, рис. 3]. К сожалению, большая часть вышеописанных находок [Новгородов, 1955, с. 159-161; Константинов, 1971, с. 110-111; Троев, 1972, с. 108] впоследствии была утеряна. Сохранились лишь фотографии пластин и шлемов из Усть-Алданского района и пластины, обнаруженные А.И. Гоголевым. Судя по ним, якутские панцирные пластины и система их соединения между собой и с органической основой мало отличались от южно-сибирских и центрально-азиатских аналогов. Для реконструкции покроя якутских позднесредневековых панцирей весьма важны упоминания об их идентичности верхней якутской одежде. В материалах историко-этнографических исследований, посвященных истории якутского костюма XVII — начала XVIII в., указывается, что якутские шубы этого периода могли иметь короткие (чуть выше локтя) или длинные (до кистей) рукава и подол до колен или чуть ниже [Гаврильева, 1998, с. 108, рис. IX-1, с. 110, рис. XI], а также косой запах или осевой разрез. Поверхность шуб украшалась бисером, бусами, металлическими бляшками и декоративными подвесками [Там же, с. 38], подол, рукава и разрезы снабжались меховой оторочкой, так что панцирный якутский «куях» из лосиной ровдуги, подбитый металлическими пластинами, вероятно, был не только надежен, но и красиво оформлен. В описях также встречается «ламуцкий односторонний куяк» [Якутия..., 1953, с. 210], вероятно представлявший собою нагрудную часть двухстворчатой кирасы, закрепленной на корпусе с помощью наплечных и наспинных ремней." Сообщение отредактировал С.Слепцов - 16.10.2014, 16:38 |
![]() ![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 1.5.2025, 18:38
![]() |