![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Борис |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Консулы Сообщений: 12 822 Регистрация: 21.2.2007 Пользователь №: 7 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Речь о вот этом портрете из собрания Русского музея:
https://vk.com/wall-97644759_494 Ни автор, ни датировка, ни изображенный человек не известны. Портрет экспонировался на петровской выставке в Инженерном замке в 2015 г. Сопроводительный текст гласит, что существовала версия о том, что изображен Балакирев, а недавно была выдвинута о том, что это Брюс. В вк подсказали еще одну версию - совсем уж У кого какие соображения? В частности, что за предметы лежат на столе? Эскизы прикрепленных изображений ![]() |
![]() ![]() |
Dragoman |
![]()
Сообщение
#2
|
Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 421 Регистрация: 18.6.2010 Пользователь №: 28 962 Город: Москва Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Речь о вот этом портрете из собрания Русского музея: https://vk.com/wall-97644759_494 Ни автор, ни датировка, ни изображенный человек не известны. Портрет экспонировался на петровской выставке в Инженерном замке в 2015 г. Сопроводительный текст гласит, что существовала версия о том, что изображен Балакирев, а недавно была выдвинута о том, что это Брюс. В вк подсказали еще одну версию - совсем уж У кого какие соображения? В частности, что за предметы лежат на столе? В книге Раисы Кирсановой "Портрет неизвестной в синем платье" (Москва, Кучково поле, 2017) на стр. 108-111 о нем написано следующее: "В Русском музее хранится портрет неизвестного старика в красном кафтане неизвестного европейского художника, датируемый первой четвертью XVIII века. Изображен сидящий у стола пожилой господин, устало опирающийся на трость. Его парик почти сполз с головы, а треугольная шляпа висит на стене, так что ее можно подробно рассмотреть. Форма парика и покрой форменного кафтана и камзола позволяют отнести изображение к концу 1720-х годов. Вопрос возникает в связи с декоративной отделкой камзола, не свойственной форменной одежде. Белые манжеты рубахи по форме (из ткани и присборенные) выступают из-под обшлагов кафтана и хорошо видно, что правый манжет оборван (скорее обожжен) - косвенное указание на род занятий изображенного. Но нас интересует офицерская треугольная шляпа с камзольной пуговицей, украшенная только узким галуном, что говорит в пользу формы конца 1720 - начала 1730-х годов. Ее отделка и красный цвет кафтана и камзола указывают на то, что перед нами офицер-артиллерист. Артиллерийский полк был впервые сформирован в 1712 году, и на военную специализацию изображенного (кроме кафтана и камзола) указывает мешочек с ядрами и калибровочная рамка, лежащие на столе. Основная проблема тогдашних артиллерийских орудий была в том, что не существовало четкой схемы соответствия калибра орудия и ядер, производившихся достаточно произвольно разными мастерскими. Мастер-пушкарь отвечал лишь за то, чтобы во время выстрела не разрывалось дуло. Снаряды, изображенные на картине, судя по своему размеру, использовались для стрельбы из ручных мортир, длина дула которых была до 25 сантиметров, а калибр в пределах 74 мм. Описание подробностей может помочь установить имя изображенного, которого следует искать среди "птенцов гнезда петрова", занимавшихся проблемами артиллерии. Существует повторение этого портрета в Путевом дворце Петра I в Стрельне (сведения из ГРМ, как и история поступления полотна в музей от князя Лобанова-Ростовского в 1897 году и то, что до 1980 года картина считалась портретом шута Балакирева). Форменный кафтан и расшитый камзол объединены только цветом, но стилистически не соответствуют друг другу (камзол декорирован как цивильная одежда), и хочется видеть в этом психологический подтекст - портрет-воспоминание о былых боях. Существование повторения портрета говорит о значимости изображенного и пока неизвестного лица". Конечно же, чтобы разглядеть все нюансы этого портрета, необходимо иметь перед глазами качественное изображение, с достаточно высоким разрешением. Сообщение отредактировал Dragoman - 19.3.2018, 20:41 |
Борис |
![]()
Сообщение
#3
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Консулы Сообщений: 12 822 Регистрация: 21.2.2007 Пользователь №: 7 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
я конечно тот еще искусствовед, но есть стойкое ощущение, что это вторая половина 19 века. тогда передвижники много писали по русской истории. по стилю здорово напоминает Маковского или Сергея Иванова....... вообще, я как только его в ВК увидел, сразу подумал, что артиллерист. на столе картечины и круги для определения калибра ядер. насторожили католические четки-розарии у чела. и кокарда на шляпе красная. мож это вообще не русский ? Я еще менее искусствовед, но тоже не могу не отметить, что такая манера живописи довольно необычна для петровского времени. Оттого и появляются подозрения на XIX век.. Сережа, как художник нехудожнику, можешь аналоги на эпоху привести? С другой стороны, весь костюм и детали выписаны с таким знанием дела, какое у художников вт.пол.XIX в. уже отсутствовало. вполне похоже на середину 20х, и по одежде и по портупее с тесаком. Именно! Кортик на кортичной портупее. И, кстати, в 1706 г. в Артиллерии обсуждалась выдача артиллеристам кортиков - правда, это ничем не кончилось, насколько помню. Парик, правда, для 1720-х уже не модный. Еще пара наблюдений: - на воротнике справа просматриваются петли (!) - на шляпе, помимо красного банта на других полях какие-то желтые непонятные штуковины. Аналогов на ум не приходит.. Может действительно что-то шутовское? Вообще, понятен соблазн назначить его артиллеристом и даже лично Я. Брюсом: - красный цвет - можно притянуть к артилл.мундиру - желтые обшлага и воротник - можно притянуть к желтому прибору, который Брюс заказывал на платье своих домовых людей в 1708 емнип (см. Архив Брюса, и статью Егорова). - шарики на столе, типа картечь - трафареты, типа кружало для определения калибра. А Брюс ведь ввел русский артиллерийский фунт! Но на строевом артиллерийском мундире прибор синий был, потом черный, но в любом случае не желтый. Картечь вряд ли - шарики выкатились из полотняного мешочка (картуз выглядел бы иначе, по размеру это м.б. вязаная картечь). Может что-то игровое? Трафарет может быть ключом к разгадке. В левом меньшем отверстии виден некий крест. На кружало не похоже - там все-таки круглые отверстия должны быть.. В общем, надо искать подобный предмет. В книге Раисы Кирсановой "Портрет неизвестной в синем платье" (Москва, Кучково поле, 2017) на стр. 108-111 о нем написано следующее: "В Русском музее хранится портрет неизвестного старика в красном кафтане неизвестного европейского художника, датируемый первой четвертью XVIII века. Изображен сидящий у стола пожилой господин, устало опирающийся на трость. Его парик почти сполз с головы, а треугольная шляпа висит на стене, так что ее можно подробно рассмотреть. Форма парика и покрой форменного кафтана и камзола позволяют отнести изображение к концу 1720-х годов. Вопрос возникает в связи с декоративной отделкой камзола, не свойственной форменной одежде. Белые манжеты рубахи по форме (из ткани и присборенные) выступают из-под обшлагов кафтана и хорошо видно, что правый манжет оборван (скорее обожжен) - косвенное указание на род занятий изображенного. Но нас интересует офицерская треугольная шляпа с камзольной пуговицей, украшенная только узким галуном, что говорит в пользу формы конца 1720 - начала 1730-х годов. Ее отделка и красный цвет кафтана и камзола указывают на то, что перед нами офицер-артиллерист. Артиллерийский полк был впервые сформирован в 1712 году, и на военную специализацию изображенного (кроме кафтана и камзола) указывает мешочек с ядрами и калибровочная рамка, лежащие на столе. Основная проблема тогдашних артиллерийских орудий была в том, что не существовало четкой схемы соответствия калибра орудия и ядер, производившихся достаточно произвольно разными мастерскими. Мастер-пушкарь отвечал лишь за то, чтобы во время выстрела не разрывалось дуло. Снаряды, изображенные на картине, судя по своему размеру, использовались для стрельбы из ручных мортир, длина дула которых была до 25 сантиметров, а калибр в пределах 74 мм. Описание подробностей может помочь установить имя изображенного, которого следует искать среди "птенцов гнезда петрова", занимавшихся проблемами артиллерии. Существует повторение этого портрета в Путевом дворце Петра I в Стрельне (сведения из ГРМ, как и история поступления полотна в музей от князя Лобанова-Ростовского в 1897 году и то, что до 1980 года картина считалась портретом шута Балакирева). Форменный кафтан и расшитый камзол объединены только цветом, но стилистически не соответствуют друг другу (камзол декорирован как цивильная одежда), и хочется видеть в этом психологический подтекст - портрет-воспоминание о былых боях. Существование повторения портрета говорит о значимости изображенного и пока неизвестного лица". Конечно же, чтобы разглядеть все нюансы этого портрета, необходимо иметь перед глазами качественное изображение, с достаточно высоким разрешением. Большое спасибо за выдержку из книги! Рассуждения о ядрах и мундире не очень убедительные, но все равно интересный ход рассуждений. Высокое разрешение можно тут поразглядывать: http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/pa..._4853/index.php Что-то ссылка не работает. В общем, тут http://rusmuseumvrm.ru/index.php искать Ж-4853 "Портрет старика в красном кафтане. Первая четверть XVIII века" Сообщение отредактировал Борис - 23.3.2018, 14:38 |
![]() ![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 14.5.2025, 1:52
![]() |