![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Тимофей |
![]()
Сообщение
#361
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Странно. Я думал, что читал про эту цепь именно где-то у Вас. Именно, в Эрмитаже такая же. Был еще знак отдельный. Есть такая тема на Саммлере, я там участвую. https://sammler.ru/index.php?/topic/168184-...-первозванного/ По всему выходит, что предмет не выходит за рамки 1730-31 гг. Тогда уж 1727-1730, потому что Анна Иоанновна установила свой вензель на цепи. И тогда цепь из Британского музея может принадлежать Джеймсу Фитцджеймсу Стюарту, 2-му герцогу Бервик. |
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#362
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Тогда уж 1727-1730, потому что Анна Иоанновна установила свой вензель на цепи. Да, с 1731 г. кавалерские цепи были с ее вензелем. На изображениях самой Анны Иоанновны такой вензель "PAP" встречается только на портретах одного художника, Каравакка. Вензель "PAP" может принадлежать и Петру II (он тоже Алексеевич, а вторая "P" просто отзеркалена). Цитата И тогда цепь из Британского музея может принадлежать Джеймсу Фитцджеймсу Стюарту, 2-му герцогу Бервик. Ну, это нужно смотреть, где ее приобрел донатор, некий Август Мейрик (вещи из его коллекции ни одной зацепки не дают). -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#363
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
|
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#364
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Да, с 1731 г. кавалерские цепи были с ее вензелем. На изображениях самой Анны Иоанновны такой вензель "PAP" встречается только на портретах одного художника, Каравакка. Вензель "PAP" может принадлежать и Петру II (он тоже Алексеевич, а вторая "P" просто отзеркалена). Собственно у Петра II на вариациях портретов Люддена встречается. ![]() Вензель Петра II с пробной копейки 1727 г. Цитата Боюсь, в 19 веке такой мелочью, как провенанс, особо не заморачивались. Нет, если у герцога Лирии что-то и было, то оно имело явно другую форму. ![]() -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#365
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
|
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#366
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Ну это герб, тут ранний вариант цепи, который есть на портрете Петра. Не факт, что у Лирии была именно такая цепь. А этот ранний вариант цепи вообще физически существовал? Или походу это чисто геральдическая фантастическая вещь такая? ![]() Кроме поздней, 1743 года гравюры Субейрана хоть один прижизненный портрет кавалера имеется? -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#367
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
А этот ранний вариант цепи вообще физически существовал? Или походу это чисто геральдическая фантастическая вещь такая? ![]() Кроме поздней, 1743 года гравюры Субейрана хоть один прижизненный портрет кавалера имеется? Гравюра Коровина, датируемая 1723 годом. Существовала такая цепь или нет - науке неизвестно ) Живьем ее никто не видел. Но в проекте статута 1720 года она упомянута. |
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#368
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Гравюра Коровина, датируемая 1723 годом. Да, это разумеется. Но опять, же - насколько это реальный предмет? Коровин гравировал с Каравакка, а у Каравакка Петр просто в мундире. Форма знака, однако, интересная. С другой стороны, абы что намалевать тогда тоже было чревато. Тайной канцелярией там... ![]() Цитата Существовала такая цепь или нет - науке неизвестно ) Живьем ее никто не видел. Но в проекте статута 1720 года она упомянута. 100% существовала, но необязательно такая, как на гравюре. Рубль и полтина Петра того же 1723 г. изображают царя с цепью. ![]() Правда, там только одни звездоподобные звенья (но это может быть упрощение от невозможности передать ее точно на монете). Ростовцев и Коровин гравировали погребальную залу Петра в 1725 г. Некая цепь АП лежит на подушке в центре. ![]() -------------------- Errare Humanum Est
|
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#369
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Ростовцев и Коровин гравировали погребальную залу Петра в 1725 г. Некая цепь АП лежит на подушке в центре. ![]() Поправлюсь. Это не цепи. Это просто ленты. ![]() Голубая лента лежала. Цепи не было. https://www.prlib.ru/item/355087 Учитывая, что при погребении Петра I использовались разные регалии, а цепи не было, то вероятнее всего ее физически тогда не существовало. Сообщение отредактировал Александр С.В. - 4.3.2025, 1:09 -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#370
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
"Кругомъ креста, на орденской цъпи нанисаио россійскими буквами изреченіе или девизъ: за въру и върностъ (къ Богу и Государю), что долженствуетъ еапоминать кавалерамъ, дабы они по веей возможности охраняли и защищали Христіанскую въру, и пребывали чрезъ весь свой в къ приверженными къ Богу и Глав своего Ордена всеподданническою върностію."
"Тогда Его Царское Величество, подавая новому сему кавалеру орденскую цъпь съ крестомъ чрезъ плечо..." "...крестъ и цъпь могутъ на гроб , какъ въ дом , такъ и на катафалк , быть положены; а при погребальной церемоніи предъ тъломъ на бархатной подушкъ Герольдомъ Ордена или Маршаломъ погребенія быть несены". Это то, что есть в проекте устава ордена 1720 года по поводу цепи. То есть де-юре она, скорее всего, существовала. Вопрос в де-факто. |
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#371
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
"Кругомъ креста, на орденской цъпи нанисаио россійскими буквами изреченіе или девизъ: за въру и върностъ (къ Богу и Государю), что долженствуетъ еапоминать кавалерамъ, дабы они по веей возможности охраняли и защищали Христіанскую въру, и пребывали чрезъ весь свой в къ приверженными къ Богу и Глав своего Ордена всеподданническою върностію." "Тогда Его Царское Величество, подавая новому сему кавалеру орденскую цъпь съ крестомъ чрезъ плечо..." "...крестъ и цъпь могутъ на гроб , какъ въ дом , такъ и на катафалк , быть положены; а при погребальной церемоніи предъ тъломъ на бархатной подушкъ Герольдомъ Ордена или Маршаломъ погребенія быть несены". Это то, что есть в проекте устава ордена 1720 года по поводу цепи. То есть де-юре она, скорее всего, существовала. Вопрос в де-факто. Де-юре (и как символ-эмблема) - безусловно существовала. Еще там также говорится о праве кавалера украшать цепью свой герб. Знамена преображенские 1727 года из ГИМа: все те же звезды с буквами. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/6507900 https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/6507888 Андреевский статут Петра II 1729 г. насколько я понимаю - не сохранился вовсе? В том виде, какой мы ее знаем (и с описанным вензелем PAP), цепь появляется на Людденовских портретах как раз приблизительно в этом году. -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#372
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Де-юре (и как символ-эмблема) - безусловно существовала. Еще там также говорится о праве кавалера украшать цепью свой герб. Знамена преображенские 1727 года из ГИМа: все те же звезды с буквами. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/6507900 https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/6507888 Андреевский статут Петра II 1729 г. насколько я понимаю - не сохранился вовсе? В том виде, какой мы ее знаем (и с описанным вензелем PAP), цепь появляется на Людденовских портретах как раз приблизительно в этом году. Не выявлен, скажем так. А вот в статье Быковой упомянуто изготовление цепи в 1724 году - http://books.reenactor.ru/?bookid=4942 |
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#373
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Не выявлен, скажем так. А вот в статье Быковой упомянуто изготовление цепи в 1724 году - http://books.reenactor.ru/?bookid=4942 Интересная информация. Собственно, все статьи ув. Ю.Быковой интересные. Тогда весьма странно, что ничего про нее нет ни в довольно пространном описании коронации Екатерины I 1724 г., ни в подробном описании похорон Петра I в следующем году. Цитата В том виде, какой мы ее знаем (и с описанным вензелем PAP), цепь появляется на Людденовских портретах как раз приблизительно в этом году. Ошибся. Не в 1729, а в 1728. Коронационный портрет Петра II Люддена относится к 1728 году, как и гравюра Зубова с него. ![]() Собственно у Зубова две гравюры Петра. Вторая, 1734 г. - с фантастической цепью, как на Петре I у Коровина. ![]() Кстати, а указанный исходник 1728 г. (т.е. большой коронационный портрет) был вообще оцифрован в Госкаталог? Он в палатах Волковых-Юсуповых висит. Есть маленькая незаконченная авторская копия в Русском музее - но там вензели абсолютно нечитаемы. ![]() И еще по факту смены вензелей в 1730 г. обнаруживается бардак. Коронационный альбом Анны Иоанновны, С.13 - цепь с ее вензелями (причем вычурными). https://www.prlib.ru/item/434722 Гравюра Вортмана с Каравакка - те же вычурные вензеля. http://www.russianprints.ru/printmakers/v/...oannowna2.shtml А что же мы видим на большом *коронационном* живописном оригинале из Третьяковки? https://artsandculture.google.com/asset/por...H0XxAAXWQm7A?hl И на портрете сидящей Анны из ГИМа? https://artsandculture.google.com/asset/Пор.../EAHLKTl4NBzDFQ Одна рука как всегда не знала, что делает другая? -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#374
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Собственно, единственная "живая" цепь на Анну (с ее вензелями) лежит в Дрездене. Я ее даже выкладывал, кажется.
|
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#375
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Собственно, единственная "живая" цепь на Анну (с ее вензелями) лежит в Дрездене. Я ее даже выкладывал, кажется. Да, в этой теме на 8й странице. Быкова пишет (с.102) - что для коронации Анны в марте 1730 цепь создавали те же мастера, что и в 1724 г. https://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Bykova_00.pdf Вопрос, правда открытый - почему на той цепи были вензеля PAP, а не IAI (как должно было). Возвращаясь к теме бронзовых цепей с вензелем PAP. На Саммлере в теме представлен, если правильно понимать, копаный знак, аналогичный знаку с цепи из Британского музея. Несмотря на высокое художественное качество изготовления, все они - из н/д металла. Может и в прям что-то погребальное? На гроб положить, или в гроб на мертвеца, или как украшение траурного убранства? В период между 1728 и 1730 несколько кавалеров умерли (Апраксин, Голицын, Ромодановский) - может все-таки с их похорон? -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#376
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Да, в этой теме на 8й странице. Быкова пишет (с.102) - что для коронации Анны в марте 1730 цепь создавали те же мастера, что и в 1724 г. https://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Bykova_00.pdf Вопрос, правда открытый - почему на той цепи были вензеля PAP, а не IAI (как должно было). Возвращаясь к теме бронзовых цепей с вензелем PAP. На Саммлере в теме представлен, если правильно понимать, копаный знак, аналогичный знаку с цепи из Британского музея. Несмотря на высокое художественное качество изготовления, все они - из н/д металла. Может и в прям что-то погребальное? На гроб положить, или в гроб на мертвеца, или как украшение траурного убранства? В период между 1728 и 1730 несколько кавалеров умерли (Апраксин, Голицын, Ромодановский) - может все-таки с их похорон? Возможно. Но вопрос о том, почему знак так отличается - повисает в воздухе. |
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#377
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Перечисление у кого цепи были на 1732 г.
Свидетель Ханенко. 29 [июня 1732]. Слушал обедни в церкви троецкой, и в дворце были все кавалери святого апостола Андрея Первозванного в своем церемониалном одеянии, котории ишли до церкви и з церкви по пари, а именно граф Михайло Гаврилович Головкин з графом обер гоф-маршалом Левенволдом, граф фон-Бирон обер-камергер з генералом фелдмаршалом графом фон-Минихом, князь Черкаской з послом цесарским графом Вратиславом, князь Дмитрий Михайлович Голицин з вице-канцлером графом Остерманом, за ними один ишол государственный великий канцлер граф Гаврило Иванович Головкин, а потом ее императорское величество, все в плащах зеленых бархатных, подбитых белими серебреними и несребреними материами. Колнеры (воротники) у плащов парчовые золотые, а чрез колнеры на цепях (то есть ланцугах) золотых у всякого висела на шии кавалерия; шляпи з плюмажами белими. Бачмаки бархатные чорные. Плате: кафтан золотий, камзол сребрный, штаны золотие парчевые. По обедни кушать изволила государыня публично в сале за одним столом з тими-ж кавалерами, которие у столу сидели в шляпах и разве тогда толко поднимали шляпы, когда государиня пить изволила. До столу играла музика з пением дам и кастратов, у другого стола кушала государиня принцесса з дамами и кавалерами, у третего генералы и прочиих чинов знатные мужеские персоны. После обеда приведен в дворец посол китайский с своею свитою, а перед обедом и между обедом палено з пушек доволно в крепости и на суднах, перед дворцом на Неве стоящих. То есть, два первых иностранца, получившие цепи - это Бирон (что неудивительно) и австрийский посол Вратислав. -------------------- Errare Humanum Est
|
Тимофей |
![]()
Сообщение
#378
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 309 Регистрация: 1.3.2007 Пользователь №: 112 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Московский гренадерский полк Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Перечисление у кого цепи были на 1732 г. Свидетель Ханенко. 29 [июня 1732]. Слушал обедни в церкви троецкой, и в дворце были все кавалери святого апостола Андрея Первозванного в своем церемониалном одеянии, котории ишли до церкви и з церкви по пари, а именно граф Михайло Гаврилович Головкин з графом обер гоф-маршалом Левенволдом, граф фон-Бирон обер-камергер з генералом фелдмаршалом графом фон-Минихом, князь Черкаской з послом цесарским графом Вратиславом, князь Дмитрий Михайлович Голицин з вице-канцлером графом Остерманом, за ними один ишол государственный великий канцлер граф Гаврило Иванович Головкин, а потом ее императорское величество, все в плащах зеленых бархатных, подбитых белими серебреними и несребреними материами. Колнеры (воротники) у плащов парчовые золотые, а чрез колнеры на цепях (то есть ланцугах) золотых у всякого висела на шии кавалерия; шляпи з плюмажами белими. Бачмаки бархатные чорные. Плате: кафтан золотий, камзол сребрный, штаны золотие парчевые. По обедни кушать изволила государыня публично в сале за одним столом з тими-ж кавалерами, которие у столу сидели в шляпах и разве тогда толко поднимали шляпы, когда государиня пить изволила. До столу играла музика з пением дам и кастратов, у другого стола кушала государиня принцесса з дамами и кавалерами, у третего генералы и прочиих чинов знатные мужеские персоны. После обеда приведен в дворец посол китайский с своею свитою, а перед обедом и между обедом палено з пушек доволно в крепости и на суднах, перед дворцом на Неве стоящих. То есть, два первых иностранца, получившие цепи - это Бирон (что неудивительно) и австрийский посол Вратислав. Интересно, что нет Якова Вилимовича Брюса, Василия Владимирович Долгорукова, Павла Ивановича Ягужинского, Ивана Юрьевича Трубецкого и Семена Андреевича Салтыкова. |
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#379
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Интересно, что нет Якова Вилимовича Брюса, Василия Владимирович Долгорукова, Павла Ивановича Ягужинского, Ивана Юрьевича Трубецкого и Семена Андреевича Салтыкова. Это наявные при дворе. Ягужинский в Берлине, Салтыков в Москве, Брюс и Трубецкой в своих поместьях, а Долгорукий уже не кавалер и в тюрьме сидит. -------------------- Errare Humanum Est
|
Александр С.В. |
![]()
Сообщение
#380
|
![]() Участник ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 002 Регистрация: 28.5.2019 Пользователь №: 1 237 172 Город: Киев Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Л.И. Добровольская.
Цепи ордена Святого Андрея Первозванного в собрании Государственного Эрмитажа. C.52. https://hermitagemuseum.org/uploads/files/p...aldics_2022.pdf -------------------- Errare Humanum Est
|
![]() ![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 1.5.2025, 13:33
![]() |